И был Бог с Иосифом: символ человека, живущего с Божьей благодатью и благословениями.

Бог Есть

В центре этого повествования — пропавший юноша. Оно содержит элементы напряжения, неожиданности, любви, верности, похоти, ненависти, надежды и душевой боли. Его называют “величайшей историей в мире».

Историю Иосифа мы находим в Быт. 37—50. По мнению Кларенса Макартни, Иосиф — самый христоподобный человек в Ветхом Завете. Батселл Барретт называет Иосифа своим любимым ветхозаветным героем, самым чистым и последовательным патриархом.

Мы знаем Адама, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Моисея, но никого из этих ветхозаветных личностей мы не знаем так близко, как Иосифа, сына Иакова и Рахили.

В жизни Иосифа можно проследить некоторые удивительные сходства с нашим Господом. Один автор говорит, что обнаружил сотню таких моментов, в том числе следующие:

В обеих историях есть пастухи. Оба были объектом несправедливой зависти. Оба пришли к своим, но были отвергнуты. Оба были преданы своими братьями. Оба были обладателями знаменитой одежды. Оба были ложно обвинены властями. Оба были несправедливо арестованы и уведены. Оба были причислены к преступникам. Оба были проданы за серебро. Оба предрекали будущие события. Оба стали правой рукой царя. Оба начали самое великое дело своей жизни в тридцать лет. Оба раздавали хлеб множеству людей. Оба были спасителями своего народа.

Начало

История о самом достойном юноше в Ветхом Завете начинается так:

«Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Баллы и с сыновьями Зелфы, жён отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их. Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37:2, 3).

Иосиф жил с отцом в Хевроне. Отец послал его в Дофан со словами: “Пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот». Дофан был приблизительно в ста километрах от Хеврона, что дает некоторое представление о том, на какой огромной территории в те дни пасли скот. Когда он приблизился к старшим братьям, они “стали умышлять против него, чтобы убить его», и сказали: “Вот идет сновидец!”

Один только вид его развевающейся разноцветной одежды вдали уже вызвал у них досаду. Иаков любил Иосифа больше других сыновей и до того неразумно демонстрировал свои чувства, что даже подарил ему это красивое платье. “Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его…” (Быт. 37:3). Он был поздним, долгожданным ребенком покойной Рахили, любимой жены Иакова. Вдобавок, Иосиф видел необычные сны, в которых снопы братьев поклонились его снопу. Даже солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему — предсказание того, что вся семья почтительно склонится перед младшим братом. И они “возненавидели его ещё более за сны его и за слова его” (Быт. 37:8).

Когда Иосиф приблизился к братьям, они сказали друг другу: “Пойдем теперь и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров…” (Быт. 37:20). Но Рувим, самый старший, посоветовал им бросить его в пустой “ров, который в пустыне», намереваясь позже вызволить его. Так братья и сделали, прежде сняв с него одежду. Но когда Рувим отлучился, на горизонте показался караван измаильтян, направлявшийся в Египет. Иуда предложил не убивать Иосифа, а лучше продать. Никто не возражал, и они сторговались на двадцати сребрениках (получив на десять сребреников меньше, чем Иуда Искариот).

Путешествие в Египет

На Иосифа, которому было лишь семнадцать лет, скорее всего, нагрузили поклажу и повели через жаркую Синайскую пустыню в Египет. Караван, очевидно, проходил мимо Хеврона, стоявшего на древней дороге из Дамаска в Египет. Он был недалеко от отцовского шатра, но убежать не было никакой возможности. Тем временем братья разделили добычу и отправились в Хеврон с одеждой Иосифа, вымазав её кровью козла. Подумав, что его растерзали дикие звери, Иаков сказал: “Это одежда сына моего, хищный зверь съел его… С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю».

Интересно, вспоминал ли Иосиф в первую ночь вдали от дома ту первую ночь отца, когда тот лежал головой на камне и видел ангелов, поднимающихся по лестнице в небеса?

Прибытие в Египет

Жизнь идет своим чередом, даже для раба! Караван с юным Иосифом прибыл в Египет, переправившись через широко разлившийся Нил, и торговцы привели его на оживленный рынок, где продали Потифару, начальнику телохранителей фараона.

Как было бы просто этому ещё по сути подростку стонами и плачем довести себя до ранней могилы. Однако он решил не сдаваться даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Он был любимым сыном богатого земледельца, а теперь стал рабом. Ну что ж, тогда он станет самым лучшим рабом. Вскоре Потифар поставил его над всем своим домом: “И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его даёт успех” (Быт. 39:3). “Господь благословил дом египтянина ради Иосифа» (Быт. 39:5).

Искушение

«И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: “Спи со мною». Но он отказался и сказал жене господина своего: “Вот, господин мой не знает при мне ничего в доме и всё, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме этом, и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я это великое зло и согрешу пред Богом?”» (Быт. 39:7-9).

Жена Потифара сначала пыталась соблазнить своего молодого слугу-еврея искусными речами и тонкими намёками. Но в конце концов, когда они были одни в доме, она прижала его и потребовала: «Ложись со мной”.

Иосифу не было ещё тридцати, а он уже оказался перед наиглавнейшим решением всей своей жизни. Всё, что произойдёт дальше, будет зависеть от этого момента и этого решения. Наш “род лукавый и прелюбодейный” таков, что в нём всегда найдутся те, кто посочувствует жене Потифара. По их (как и её) мнению, нужно делать то, что естественно, и не ограничивать себя древними “табу». Эрнест Хемингуэй говорил: «Добро — это то, после чего у вас остаётся хороший осадок. Зло — это то, после чего у вас остаётся плохой осадок”. Никто бы не узнал, пустой дом стоял особняком, Потифар был далеко, а Иосиф был в расцвете сил и полон юношеской энергии. Женщина домогалась Иосифа каждый день, пытаясь сломить его совесть. Он отказывался со словами: “Нет больше меня в доме этом, и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я это великое зло и согрешу пред Богом?” (Быт. 39:9).

Войдя в дом один, Иосиф был остановлен женщиной, которая ещё раз потребовала, чтобы он удовлетворил её похоть. Не тратя время на препирательства, он убежал, оставив в её руках свою одежду. И тут эта отвергнутая и разозлившаяся женщина стала звать на помощь, утверждая, что Иосиф хотел изнасиловать её. Какой гнев может сравниться с яростью отвергнутого любовника? Чтобы какой-то простой бедный раб еврей устоял перед такой красивой и соблазнительной женщиной — это никак не укладывалось в её грешной голове! По возвращении Потифар, ничуть не сомневаясь в правдивости обвинений жены, немедленно заключил Иосифа в тюрьму.

“И был он там в темнице». За самый честный и похвальный поступок своей юности Иосиф оказался в тюрьме! Как он, наверное, недоумевал: “Где же Бог моих отцов, Бог Авраама, Исаака и Иакова?”

Самый лучший узник

Как ранее Иосиф решил быть самым лучшим из слуг, так теперь он решил стать самым лучшим узником:

«И Господь был с Иосифом, и простёр к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифа всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех» (Быт. 39:21-23).

Среди сокамерников Иосифа были главный виночерпий и главный хлебодар фараона. Вскоре оба они увидели сны, которые Иосиф верно истолковал. Виночерпий, как и было предсказано, вернулся к своим обязанностям, и молодой еврей попросил его: “Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли евреев, а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу” (Быт. 40:14, 15). Однако “не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его».

Незаметно прошли ещё два года. Иосиф по-прежнему считался государственным преступником. Но так случилось, что теперь уже фараону приснился необычный сон, в котором семь тощих колосьев поглотили семь хороших колосьев, а семь худых коров съели семь тучных коров. Для толкования сна созвали всех египетских волхвов и мудрецов, но никто не смог этого сделать. Вот тогда виночерпий вспомнил Иосифа и рассказал фараону о его необычных способностях.

«И послал фараон, и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся, и переменил одежду свою, и пришёл к фараону. Фараон сказал Иосифу: “Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны”. И отвечал Иосиф фараону, говоря: “Это не моё; Бог даст ответ во благо фараону”» (Быт. 41:14-16).

Этот сон означал, что после семилетнего изобилия в Египте наступит семилетний голод. Иосиф посоветовал царю заполнить все зернохранилища страны и «в семь лет изобилия собрать пятую часть всех произведений земли египетской… дабы земля не погибла от голода».

Неурожайные годы всегда были и всегда будут. Ещё не придумана такая экономическая система, которая смогла бы навсегда положить конец этим скудным годам. Но, подобно Иосифу, мы можем мудро позаботиться о худшем, когда имеем лучшее.

Еврейский узник так понравился фараону, что тот сделал его правителем всего Египта и “велел везти его на второй из своих колесниц”. Он дал ему чрезвычайную власть, сказав: “Без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле египетской” (Быт. 41:44). На его пальце появился перстень царственности, а на шее — золотая цепь власти. Иосиф, недавний раб и узник, стал вторым правителем Египта.

Новые искушения

“Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лицо фараона, царя египетского» (Быт. 41:46). Теперь он столкнулся с новыми искушениями гордыни и тщеславия. Душа человека, который вдруг становится наследником огромного состояния, находится в большей опасности, чем душа того, который вдруг теряет всё своё состояние! Успех имеет особенность отворачивать наши сердца от небесных врат. Нам сказано: “Богатых в нашем веке увещай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения…” (1 Тим. 6:17-19).

Иосиф выдержал и это испытание, оставшись верным Богу. Своих сыновей, рождённых от жены Асенефы, он назвал Ефрем, “потому что, говорил он, Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего», и Манассия, “потому что, говорил он, Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего». Правитель Иосиф прославил и возвеличил имя Яхве.

Появление братьев

Пришёл предсказанный голод, а с ним и старшие братья в поисках зерна. Иосиф сразу узнал десятерых мужчин и устроил им ряд испытаний, чтобы узнать, какие перемены произошли в их жизни. Может, они стали другими? Может, раскаялись? Правитель слушал их, когда они разговаривали друг с другом, не подозревая, что он понимает по-еврейски. Наконец, в одной из самых трогательных сцен, какие только можно встретить в литературе, Иосиф удалил всех из тронного зала и открылся братьям (Быт. 45:1-8).

Со слезами и сердечными объятиями Иосиф простил братьев и стал торопить их вернуться домой и сказать Иакову: «Иосиф жив и теперь владычествует над всею землёю египетскою». Он дал несколько повозок, чтобы привезти отца в Египет, велев с лихвой загрузить эти повозки хлебом. Все члены семьи, семьдесят душ, отправились в путь “и пришли в землю Гесем”. Увидев Иосифа, отец сказал: “Умру я теперь, увидев лицо твоё, ибо ты ещё жив» (Быт. 46:30). Иакову было сто тридцать, когда он пришёл в Египет, а умер он в сто сорок семь. Сам Иосиф умер в возрасте ста десяти лет, перед смертью попросив перевезти его кости обратно в Ханаан и там похоронить. Его тело было забальзамировано и спустя несколько веков возвращено на родину Моисеем и Иисусом Навином.

Самый достойный юноша

Иосиф действительно предстаёт перед нами самым христоподобным человеком во всём Ветхом Завете. В детстве и отрочестве, в юности и зрелости, в бедности и богатстве он оставался верным Богу и своей совести. Кого ещё можно с такой уверенностью поставить в пример молодёжи?

Он не запятнал себя пороками мира

Он оказался далеко от дома и семьи. Не было никого, кто бы мог узнать о его поведении или тревожился бы за него. Он был один в греховном городе, где искушения подстерегали его со всех сторон. И всё же он выбрал прямой путь, отказавшись грешить против Бога.

Каждый юноша, как и Иосиф, мечтает о будущем. Но судьба этой мечты часто решается в течение одного-единственного часа искушения. Характер Иосифа, его репутация, влияние, спокойствие и надежда на будущее — всё это проявилось в его достойном поведении по отношению к чувственной жене Потифара. В том же духе всех юных верующих наставляют “юношеских похотей убегать». В минуту слабости можно завязать такой узел в этой жизни, который не развяжется и в вечности! Те, кто сеет в плоть, пожнут тление… в любом смысле.

Он хранил в своём сердце способность прощать.

Снова и снова мы читаем о враждебности братьев Иосифа. Они “возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно… Они возненавидели его ещё более… И возненавидели его ещё более за сны его» (Быт. 37). И тем не менее, спустя двадцать лет, когда Иосиф одним щелчком пальцев мог стереть их с лица земли, он и в своём сердце и в своём доме сумел найти место для радушного приёма.

Наш мир постоянно сталкивается со злобой, агрессивностью, ненавистью и враждебностью. Как-то разговаривая в Вашингтоне с одним конгрессменом, я услышал от него, что некий член кабинета министров не посещает конгресс во время доклада президента конгрессу о положении страны из-за боязни, что взорвётся бомба, и не останется никого, кто принял бы на себя полномочия президента. Всё время в разных концах площади вокруг Капитолия патрулируют два автомобиля, готовые протаранить любую машину, которая не захочет остановиться. В таком мире как мы нуждаемся в свежем помазании духом Иосифа, величие души которого не позволяло ему быть низким, а стремление быть лучше не допускало озлобления.

Он всегда ясно видел Божье провидение

Он просил братьев не ссорится между собой и говорил им: “Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни”… “Не вы послали меня сюда, но Бог”… “Бог поставил меня господином над всем Египтом”.

Всё случившееся — включая немилость, тюрьму и достижение высокого положения — было от Бога. В этом Иосиф был убеждён, и это все должны утверждать. Как бы изменилась наша жизнь, если бы мы действительно верили, что всё в Божьих руках!

Он верил в светлый день и твёрдо шёл к нему.

Он стал правителем в тридцать лет, а умер в сто десять. Его история заканчивается такими обнадёживающими словами: “И сказал Иосиф братьям своим: «Я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли этой в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову»…” (Быт. 50:24, 25).

Он заверил свой народ, что Египет не будет их постоянным домом и что они вернутся в землю обетованную. Так и произошло через несколько сотен лет. Иосиф дважды утверждал: “Бог посетит вас”. Мы тоже должны каждый день жить в надежде, веря, что придёт лучший день и что сразу за Иорданом начинается земля обетованная.

Пусть Иосиф напомнит всем нам, что мы способны быть добрыми и христоподобными независимо от обстоятельств. Пусть Иосиф укажет вам на Иисуса.

mail.google.com