Роберт Веббер

В целом влияние постмодернизма выражается в желании вернуть сверхъестественное, обрести связь с прошлым, упрочить межкультурные связи, жажде по общине (общности), открытости к тайне и утверждении более образной и символичной коммуникации.

Для того чтобы оценить влияние этих тенденций постмодернизма на будущих лидеров евангельского движения в 1999 году я провел опрос среди 176 юношей и девушек, которым было по двадцать с небольшим. Мои респонденты были из 38 штатов, 41 деноминаций и 14 стран. Все они были посвященными евангельскими христианами, активно занимались служением – это люди, которые вероятнее всего будут официальными или неофициальными лидерами церквей после 2010-х годов. Цель опроса была в том, чтобы узнать направление, куда хочет следовать следующее поколение лидеров.

Опрос состоял из примерно сорока характеристик богослужения, которые нужно было разместить по столбцам: «очень важное для меня», «важное», «нейтральное», «не важное» и «совсем не важное». Результаты оказались весьма интересными, если не сказать больше.

Во-первых, опрос показал, что, похоже, происходит общая реакция против современного стиля поклонения 70-90-х годов. 87% опрошенных поставили «развлекательный» стиль поклонения в графу «совсем не важно». 48% выразили негативное отношение к современному поклонению и стилю, который обычно ассоциируется с музыкальной группой (63%), барабанами (59%), синтезатором (56%) и гитарой (38%).

С другой стороны, исследование показало, что двадцатилетние лидеры завтрашнего дня заинтересованы в следующих моментах:

Самое сильное и глубокое желание молодого поколения – иметь подлинную встречу с Богом (88%); Это стремление к встрече с Богом не просто на личном уровне, а должно быть в контексте подлинной общины (88%); Далее высоко желание вернуть в поклонении глубину и внутреннюю сущность (87%); Велико стремление вернуть более частое и исполненное смысла Причастие. Здесь наиболее глубоко и значимо ощущается встреча с Богом на индивидуальном уровне (86%); Стремление быть в присутствии Бога еще выражается в желании призывных проповедей (69%) и большего употребления Писания (49%). Богослужение в будущем станет больше вовлекать к участию прихожан. Поклонение — это не лекция или концерт, который делают для нас. Подлинное поклонение совершаем мы сами. Мы представляем, а Бог наш зритель (73%). Новое поколение ищет большего вовлечения всех чувств (51%). Современная коммуникативная революция подвигает нас к более визуальному общению; Поклонение станет тише, будет больше созерцательной музыки и времени для тихого личного размышления и близких отношений с Богом (58%); Поклонение будет больше сосредотачиваться на трансцендентности, недоступности, инаковости Бога (45%), хотя и жажда близкой встречи с Богом остается высокой (88%).

Что делать

Проблемы евангельского богослужения характерны для всех церквей, среди них наиболее главными можно считать отсутствие в нем богословия поклонения и должного порядка (последовательности), а также чрезмерную зависимость от культуры. Я сознаю всю трудность этих проблем и не имею решимости давать советы этому служению.  Поэтому вместо ответов я хочу дать лишь некоторые рекомендации.

Самое первое и самое главное, – евангельским христианам необходимо вернуть подлинно библейское поклонение. Это такое поклонение, которое направленно не на людей вокруг нас, а вверх. Главной заботой должно быть не то, чего мы им достигаем, а что оно обозначает или представляет. Оно сосредоточено на Боге и Его миссии спасения во Христе в силе Святого Духа. Поклонение празднует «Missio Dei». Этим мы молимся, это поем, проповедуем и это воспроизводим.

Второе, евангельским христианам нужно узнать, как совершается процесс поклонения. Богослужение – это не программа, а разворачивающийся процесс: а) сбора по Божьему призыву, б) слушания живого, действенного, животворящего голоса Бога в чтении и проповеди Слова, в) воспроизведения христианской вести за Трапезой с хвалой и благодарением, г) выхода в мир с обещанием Божьего присутствия в каждой области жизни.

К этим двум направлениям (библейское содержание и форма) я бы добавил внимание к тому, что несет нам культура. Позывы, которые проистекают от революции в нашем постмодернистском мире, поддерживают возвращение к древнему поклонению, но с современным оттенком. Постоянная работа по контекстуализации ставит перед нами вопрос, как мы можем древнюю, классическую парадигму богослужения, общую для всей церкви, верно преподнести в современной культуре. Мои предпосылки, диалог с церковью и историческое сознание говорят мне, что это направление, по которому нам, евангельским верующим, нужно двигаться, чтобы наше богослужение в изменяющемся мире было подлинным.

Благодаря евангельскому движению, верующие испытали преображение по вере, стали посвященными, с энтузиазмом взялись за ученичество, имеют желание духовного формирования и живого, заразительного благовестия миру. Я только предлагаю добавить ко всем этим сильным сторонам историческую суть и форму поклонения, тщательно контекстуализированные для постмодернистского мира. Я думаю, это даст динамичное поклонение, основанное на библейском повествовании, имеющее проверенную временем форму и духовно выразительное в современной культуре.

Перевод Ю. Тамуркина

Газета Мирт №3-4 (64), 24.09.2011.

gazeta.mirt.ru