Р. Б. Дехтяренко, д-р богословия.

Церковные Соборы и богословы пытались определить вечное взаимоотношение трёх Божественных Лиц относительно Их ролей, или функций.

Они утверждали о вечном рождении Сына Отцом (Пс. 2:7; Деян.13:33) при отрицании сотворения или создания Христа. Они также утверждали о вечном исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Для обозначения функциональных различий использовались термины «рождение» и «исхождение». В Константинопольском Символе веры (381 год по Р.Х.) было заявлено, что Святой Дух исходил от Отца. На Толедском Синоде в 589 году по Р.Х. было добавлено слово filoque («и Сына»), чтобы показать, что исхождение Духа было от Отца и Сына. В то время западная половина христианского мира, а именно Римо-католическая церковь, приняла взгляд, что Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточная, Греко-православная церковь, заявляла, что исхождение было только от Отца.

Термин «исхождение» взят из обещания, данного Христом: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне» (Иоан. 15:26). Глагол экпореуомай («исходит») буквально означает «идти от». Христос учил, что Отец даст Духа в ответ на просьбу Спасителя (14:1617), что Отец пошлёт Духа во имя Христа (14:26), что Он пошлёт Духа от присутствия Отца (15:26) и что Он пошлёт Духа, как только Иисус вознесётся от земли (16:7).

Сущность и действие Святой Троицы

Следует отметить различие между сущностью (онтологией) и действием (домоустройством) Святой Троицы. Онтологически Святая Троица — это Бог, как Он есть. Отец, Сын и Святой Дух онтологически равны (единосущны) как Личности, разделяющие ту же самую Божественную Сущность. Таким образом, Иисус Христос мог утверждать: «Я и Отец — одно» (10:30). Они были одно в Сущности, но не одно в Личности. Христос также возвестил: «Видевший Меня видел Отца» (14:9). Христос не был Отцом, как и Отец не был Сыном. Но всё, что составляет сущность Отца, составляет также сущность Сына. Бог в Своей триединой Сущности невидим, но Бог Сын через Воплощение «явил» (1:18), то есть, открыл Бога. Зримый божественно-человеческий Сын Божий в буквальном смысле истолковал (экзегесато, возвестил) саму суть Божественной Сущности. Какой Бог? В ответ нужно посмотреть на воплощённого Сына, Иисуса Христа.

В домостроительстве Святая Троица относится к Богу в Его действии. Христос формулирует этот функциональный принцип: «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Иоан. 13:16). Помня об этом принципе, Иисус позже сказал: «Отец Мой больше Меня» (14:28). Это величие — в домостроительстве, а не в сущности. Отец послал Сына; поэтому Отец больше Сына. Отец и Сын послали Святого Духа; поэтому в домостроительстве Отец и Сын больше Духа.

Павел формулирует порядок авторитетной функции: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11:3). Мужчина и женщина являются равно человеческими. В онтологической личности никто не выше и не ниже другого. Однако в семье и церкви мужчина имеет главенствующую функцию; таким образом, жена должна подчиняться своему мужу (Ефес. 5:22; Кол. 3:18; Тит. 2:45). Главенство мужа над женой должно проявить главенство Бога Отца над Иисусом Христом. В этих функциональных взаимоотношениях Отец послал Сына, и Сын повиновался воле Отца (Фил. 2:8; Евр. 10:7).

Таким образом, исхождение, или послание, Святого Духа Отцом и Сыном в принципе подобно посланию Сына Отцом. Дух пришёл, чтобы исполнить волю Отца и Сына. Подчинение Святого Духа относится к Его функции в домоустройстве Божественного триединства, способу действия Бога. В онтологическом смысле Святой Дух — это «Бог от Бога», равный Отцу и Сыну в вечных свойствах и Сущности.

Уроки для нас

Во-первых, мы должны признавать полное вечное Божество Святого Духа. Мы должны утверждать Его равенство с Отцом и Сыном. Таким образом, мы должны серьёзно рассматривать Его Божественную Личность и служение. Поскольку Он Бог, то мы должны склоняться перед Ним в смирении и послушании.

Во-вторых, мы должны научиться точно излагать доктрину о Святой Троице. Мы не должны быть небрежными при выборе слов для описания отношений трёх Лиц в одном Божественном Существе. Так как мы утверждаем тринитарный монотеизм, мы должны быть способны защитить это учение Священного Писания. Советую вам больше читать по пневматологии, доктрине о Святом Духе. Консультируйтесь с избранной библиографией в конце этой книги. Добавьте некоторые из этих книг к вашей церковной или личной библиотеке. Также читайте разделы по христологии, доктрине о Христе и, собственно, богословию, доктрине о Боге. Размышляйте о Божестве Святого Духа относительно Божества Христа и Отца.

В-третьих, мы должны остерегаться заблуждений относительно доктрины о Троице, и особенно в отношении учения о Святом Духе. Павел предостерегал: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Также Иоанн предупреждал: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Иоан. 4:12). Мы должны избегать наивности или легковерности, тщательно анализируя, что читаем, слышим или смотрим. Мы должны перепроверять все ссылки на Святого Духа через ясное учение богодухновенного Слова Божьего.

В-четвёртых, будем учиться у Святого Духа надлежащему библейскому подчинению. Видя исполнение Им воли Отца и Сына, мы также можем учиться быть покорными в наших домах, церквах и в обществе.

Р. Б. Дехтяренко, Святой Дух: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.