От первоапостольской – к Церкви наших дней.

Бог Есть

«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 2:47).

В этом уроке я хочу рассказать вам историю. Это волнующая история, к которой ваш разум и ваше воображение не останутся равнодушными. Это история без конца, ибо вы сами можете дописать его. Она охватывает века и повествует о великих людях и грандиозных событиях. Выслушав эту историю, мы подумаем о том, какое влияние она оказывает на нас.

Чтобы начать наше исследование, мы должны вернуться во времени к ранней церкви. Представьте себя среди тех, кому апостол Пётр проповедовал в ту первую Пятидесятницу после вознесения Христа. Вы слышите его проникающие прямо в сердце слова, записанные в Деян. 2: «Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст. 36). Вместе с толпой вы кричите: «Что нам делать, мужи братья?» (ст. 37). Пётр отвечает: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (ст. 38).

Вы вместе с тремя тысячами других рады услышать, что ваш страшный грех распятия Иисуса, а также другие ваши грехи могут быть прощены, — и вы принимаете крещение. Теперь вы во Христе, спасены. Вы были приложены к Христовой церкви (Деян. 2:47). Церковь начинает собираться, работать, поклоняться и формироваться под руководством апостолов, которых наставляет на всякую истину Святой Дух (Ин. 16:13). В какой общине вы оказываетесь? Какая она, эта ранняя церковь?

Вас, христианина I века, поражает несколько особенностей церкви. Одна из них — это красота её простоты. Простая организация: все общины независимы друг от друга и управляются старейшинами (или «епископами»), а служат там дьяконы. Простое поклонение: люди собираются в Господний день для причастия Господней вечери в знак памяти. Они вместе поют, молятся, изучают Божье Слово и жертвуют, сколько позволяет их достаток. Просто определяется источник полномочия церкви: это Слово Божье в изложении вдохновенных мужей, затем в письменном виде собранное в одну книгу, Новый Завет.

Кроме того, вы замечаете, как понятно объясняется путь спасения. Святой Дух через людей учит, что люди спасаются Божьей благодатью и Христовой кровью. Это произойдёт, когда они уверуют в Христа, покаются в грехах, исповедают свою веру в то, что Христос есть Сын Божий, и крестятся для прощения грехов.

Ещё одна особенность церкви, которая поражает вас, это её безграничная сила. Вы видите силу Слова Божьего, силу молитвы, силу Божьей помощи и силу христианского образа жизни.

Но так как мы с вами живём не в I, а в XXI веке, мы видим, что многие виды церковной деятельности сегодня отличаются от того, что практиковала апостольская церковь. Например, в ранней церкви крестились только полным погружением в воду, младенцев никогда не крестили, крещение считалось важным элементом Божьего плана спасения, а во время богослужения никогда не использовалась инструментальная музыка.

Сегодня эти факты подтверждаются не только Писаниями, но и теологами всех деноминаций. Новый Завет говорит нам, что ученики собирались в первый день недели для причастия Господней вечери. Богословы практически всех вероисповеданий также свидетельствуют, что на Господню вечерю ученики собирались каждый Господний день.

Сегодня многие церкви совсем не похожи на церковь в дни апостолов. Как же произошла перемена?

Такая перемена была предсказана ещё до окончания I века. Об отступлении от веры Павел говорил в 1 Тим. 4:1–4. Он предупреждал старейшин эфесской церкви, что некоторые поставленные руководители церкви увлекут учеников за собой (Деян. 20:29–31). Эти предсказания «вероотступничества» — отхода от веры, однажды переданной святым (Иуда 3), — сбылись. Отступничество началось с изменения формы управления церковью. Ранняя церковь имела старейшин над каждой общиной. Вскоре один из этих старейшин начал брать на себя больше власти, чем другие, и стал главным старейшиной. Потом он начал контролировать более мелкие церкви в округе, пока не стал «епископом» над всем районом. «Епископы» больших территорий контролировали епископов более мелких областей, и строительство пирамиды управления продолжилось до появления на её вершине пяти «патриархов» — епископов церквей Рима, Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Наконец, епископы Константинопольский и Римский начали соперничать между собой за верховную власть. Римский епископ стал «папой», но епископ Константинопольский не признал его власть. В результате отступническая церковь раскололась на две части: восточную, управлявшуюся из Константинополя, и западную, подчинявшуюся Риму. По прошествии приблизительно пяти веков папская система была завершена.

Произошли и другие изменения в церкви. Вот некоторые примеры:

Первый случай окропления вместо полного погружения в воду отмечен около 250 года, но в последующие несколько веков такой способ крещения не был широко распространён. Начали крестить младенцев, когда люди стали верить, что младенцы рождаются в грехе. Около VII века в богослужение был введён орган — тогда впервые за всё время в христианском богослужении был использован механический музыкальный инструмент. К 1545 году устное предание стало считаться таким же (если не более) полновластным, чем записанное Слово Божье.

Стали практиковаться и многие другие вещи, которых не было в новозаветной церкви, включая почитание Марии, поклонение образам и молитвы святым.

В начале IV века был написан и принят за авторитет первый символ веры. Отступничество завершилось, когда полномочным источником истины в религии стало считаться то, что сказали или написали люди. Многие из тех, кто заявлял, что поклоняется Богу, оставили Его Слово и Его церковь. Чуждые апостольской церкви символы веры и виды религиозной деятельности продолжали появляться, пока средневековая церковь практически полностью не утратила своё сходство с церковью I века.

Когда в 1517 году Мартин Лютер прибил свои «95 тезисов» к двери церкви в немецком городе Виттенберге, этим ознаменовалось начало новой эры. Люди начали пробуждаться после мрака средних веков и, пробуждаясь, сбрасывать оковы средневековой Церкви. Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли и другие выступали против многих религиозных практик папской системы. С их протестов началось потрясшее весь мир движение XVI века, известное как Реформация.

Эти первые реформаторы выступали против морали и доктрины Римской католической церкви. В моральном плане священники и руководители Римской церкви абсолютно развратились. Церковные должности покупались, продавались и приобретались под политическим давлением. Руководители церкви были повинны в чревоугодии и распутстве. В плане доктрины реформаторы критиковали старую систему по многим позициям:

(1) Они оспаривали власть папы и отстаивали библейскую идею, что священники — все христиане.

(2) Они возражали против католической доктрины спасения добрыми делами, однако со временем некоторые впали в другую крайность и стали учить, что спастись возможно одной только верой, без каких-либо дел послушания — что противоречит Писаниям.

(3) Они нападали на возведение человеческих преданий (традиций) на один уровень с Писаниями. Они призывали «вернуться к Библии». Самому Лютеру принадлежит известная фраза: «Нет символа веры, кроме Христа; нет книги, кроме Библии».

(4) Реформаторы отвергали многие традиции Римской церкви, потому что их нет в Библии. На этом основании они отвергали и доктрину пресуществления (той идеи, что во время причастия хлеб и вино якобы в буквальном смысле становятся плотью и кровью).

(5) Они изменили католическое отношение к Библии. В Средние века Библий было очень мало. Но даже если бы у какого-нибудь крестьянина и оказалась Библия, то он вряд ли смог бы прочитать её, так как она печаталась на латыни. Реформаторы исправляли это положение, призывая всех изучать Библию и переводя её на народные языки.

Реформаторы были мужественными людьми. Они начали революцию в религии. Они дали миру Библию, придавая большое значение её изучению, что игнорировалось сотни лет. Они вынудили Римскую церковь пойти на некоторые перемены. За свои усилия они часто терпели гонения, вплоть до смертных казней. Задолго до начала движения Реформации за попытку реформирования существующей Церкви был сожжён на костре Ян Гус (ок. 1369–1415). Уильям Тиндал (ок. 1494—1536), который хотел, чтобы каждый пахарь знал Писания так, как знали их священники того времени, тоже был сожжён на костре за свои замыслы. Перед этими людьми мы в неоплатном долгу.

Реформация не осуществила всего, что так хотели осуществить её основатели. Например, Мартин Лютер призывал своих последователей не называть себя его именем — но сегодня они делают именно это. Кроме того, когда появились противоречивые взгляды на Писания, реформатские Церкви сочли необходимым определять свою веру посредством символов веры. С написанием этих символов последнее наставление Лютера («нет книги, кроме Библии») было забыто. Участники движения Реформации совершили в точности такую же ошибку, какую когда-то совершила отступническая Церковь: человеческие символы веры они возвысили до уровня непререкаемого авторитета. С увеличением вероисповеданий увеличивалось и количество церквей — пока протестантский мир не раскололся на сотни отдельных деноминаций.

Главная ошибка, которую некоторые видят в Реформации, состоит в том, что она не довела дело до конца. Она стремилась реформировать существующую Церковь, отвергая одни части папской системы, но при этом сохраняя другие. Были люди, которые думали, что реформаторам лучше было не пытаться реформировать деградировавшую Церковь, а насаждать новые общины, беря за образец учения и практики новозаветной церкви. Они считали разногласия и разделения в протестантстве свидетельством провала реформации… но история на этом не заканчивается.

От Реформации к реставрации

Среди тех, кто думал, что Реформация не довела дело до конца, были люди, которые хотели реставрировать, возродить новозаветную церковь. Они не пытались обновить старые деноминации, как мы латаем старую одежду. Они решили восстановить ту церковь, которая существовала в I веке. Они хотели вернуться назад дальше Виттенберга и Рима — в Иерусалим, где зародилась церковь.

Они рассуждали так: поскольку Писания — это семя царства, то результатом насаждения общин, считающих Писания единственным авторитетом в религии, будет растущая церковь, как та, что изображена в Новом Завете. Исходя из этого, они решили: «Мы будем говорить там, где говорят Писания, и молчать там, где Писания молчат». Далее они рассуждали, что, поступая так, они смогут исцелить болезни разделённого религиозного мира. Их идея заключалась в том, что если все люди последуют приблизительно этому курсу, то они просто не смогут не объединиться на основе того, чему учит Библия.

Читая Писания, эти люди узнавали, какой была ранняя церковь, и старались возродить её для своего времени. Новозаветная церковь принимала Господню вечерю в Господний день, и они стали делать то же. Новозаветная церковь крестила для прощения грехов, и они последовали её примеру. Новозаветная церковь крестила полным погружением в воду, поэтому и они поступали так же. Новозаветная церковь пела без инструментального сопровождения, и они стали петь так же.

Короче говоря, они возрождали, или реставрировали, то, что практиковала новозаветная церковь. И потому это движение стало называться «Реставрацией» в противовес «Реформации». Это была попытка реставрировать новозаветную церковь во всей её полноте.

Когда происходило это движение? На этот вопрос трудно ответить, ибо реставрация ещё продолжается. В США усилия по возрождению начались около 1800 г. Корнями это движение уходит в более раннее время в Европе. Такие люди как Джеймс О’Келли, Абнер Джонс, Бартон У. Стоун и Томас и Александр Кэмпбеллы — в разных местах, отдельно друг от друга и не зная друг о друге, — стали призывать вернуться к новозаветному христианству. Однако их работа не составляет все движение Реставрации. В 1940 г. в Индии, в 1950 г. в России, в 1963 г. в Эфиопии, а также в других местах люди устали от сектантской борьбы и всевозможных названий разных групп и вернулись к Библии как к единственному авторитету в религии. Так насколько стара Реставрация во всём мире? Настолько, насколько стара церковь I века. А насколько Реставрация нова? Настолько, насколько ново сообщение о новом движении Реставрации в ещё одной стране.

Наша роль в движении реставрации

Как мы, сегодняшние христиане, вписываемся в только что рассказанную историю? Совершенно очевидно, что современная церковь, существующая в мире, должна быть благодарна, во-первых, тем лидерам, которые стремились реформировать католическую церковь, и, во-вторых, тем великим людям, которые начали борьбу за реставрацию. Как нам относиться к ним? Можно быть им благодарными, но верными мы должны быть единственно Христу и Его Слову. Мы следуем не за Мартином Лютером или Жаном Кальвином, не за Александром Кэмпбеллом или Бартоном Стоуном. Мы следуем за Христом! Соответственно, читая то, что написал любой из них, мы должны судить их слова так, как судим всё написанное человеком: сверяя их с истинами, которым учит Божье Слово. Нельзя судить о Библии по сочинениям какого бы то ни было человека, ибо всё должно быть наоборот: всё написанное человеком нужно судить Библией!

Мы вовсе не заинтересованы в том, чтобы поддерживать традиции, практики и доктрины ранних лидеров движения Реставрации. Мы не ставим перед собой цель реставрировать Реставрацию. Мы всего лишь хотим воспринять главный принцип, которому учили лидеры Реставрации, а именно — следовать только Библии. Наша цель — сохранить те практики и доктрины, которым учили апостолы в I веке. Если бы мы захотели свято хранить взгляды «реставраторов», делая их голоса своим авторитетом и считая, что нужно обязательно следовать их традициям, то мы были бы виновны как раз в том, что люди делали на протяжении веков, — в придании традициям, практикам и доктринам авторитета, равного авторитету Слова Божьего. Но мы полны решимости не делать этого.

Там, где пионеры Реставрации достигли успеха в возрождении новозаветной церкви, мы должны быть единомысленны с ними и поддерживать их учения. А где им не удалось учить чистому новозаветному христианству и практиковать оное, там мы должны с ними разойтись.

Эта история ещё не завершена, так как Реставрация продолжается. И конца её не видно, ибо пока люди будут стремиться вернуться к новозаветной церкви — пока христиане будут изучать Писания в поисках нового света, чтобы привести своё учение в соответствие с Библией, — Реставрация будет продолжаться.

mail.google.com