Божья воля в нашей жизни.

Бог Есть, Администратор.

«В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скинией как бы огонь виден был до самого утра. Так всегда и было: облако покрывало её днём и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы.

По повелению Господнему отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господнему останавливались: во все дни, когда облако стояло над скинией, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись. Иногда же облако немного времени было над скинией: они по указанию Господнему останавливались и по указанию Господнему отправлялись в путь.

Иногда облако стояло только от вечера до утра, и поутру поднималось облако, тогда и они отправлялись; или день и ночь стояло облако, и когда поднималось, и они тогда отправлялись. Или если два дня, или месяц, или несколько дней стояло облако над скинией, то и сыны Израилевы стояли и не отправлялись в путь; а когда оно поднималось, тогда отправлялись. По указанию Господнему останавливались и по указанию Господнему отправлялись в путь: следовали указанию Господнему по повелению Господнему, данному через Моисея» (Числа 9:15-23).

Находясь по эту сторону креста в новозаветном откровении, мы можем критически рассматривать действия и воззрения тех, кто жил при Ветхом Завете, в частности, Израиля. Поэтому, когда мы читаем о том, что они видели и, хотя бы частично, понимали, мы не можем не удивляться их неверию (Евр. 3:27-19). С Богом Яхве они были не только в постоянном общении, но ходили практически буквальным “полным видением”. Божье водительство они ощущали физически; Божьи действия сразу же воспринимались ими. В библейском тексте к этому уроку Моисей говорит, что всякий раз, когда Бог хотел, чтобы Израиль отправился в путь, Он просто приводил в движение облако, стоявшее над скинией. Так что Израилю было относительно просто следовать Божьим указаниям и знать, что Бог хочет. Они лишь следили за движением облака и шли за ним. Если они хотели совершить суд либо узнать предписания закона, они обращались к Моисею или священникам. Закон регулировал практически всё, что они должны были делать. Они могли точно знать, как и когда служить Богу.

Всё не так у нас, по эту сторону от креста. Павел учит нас “ходи[ть] верой, а не видением” (2 Кор. 5:7). Бог поменял не только правила, но и способ, каким Он передаёт Своё откровение. Он не является в облаке или на горе и не посылает указания через одетых в рубище пророков, проживающих в пустыне. Это, пожалуй, самая большая проблема, с какой мы сталкиваемся в жизни. Как же мне узнать, чего хочет от меня Бог? Этот довольно широкий вопрос влечёт за собой другие вопросы, касающиеся Божьей воли. Сформулируем хотя бы четыре вопроса и попытаемся на них ответить: (1) Какие знамения мне следует искать в качестве ответа на мои молитвы? (2) В каких решениях мне следует искать конкретную Божью волю? В основных сферах жизни (в работе, семье, учёбе, переездах)? В каждом решении? (3) Что следует делать, чтобы узнать Божью волю? Как мне обращаться к Нему за ответами? (4) Каким библейским примерам мне подражать?

Сегодня можно зайти в любой магазин с религиозной литературой и обнаружить там книги о том, “Как познать Божью волю». Но дают ли они полный ответ? В них часто приводится множество библейских отрывков и «примеров», которым люди сегодня должны следовать для познания Божьей воли в своей жизни. Правомочно ли в наше время следовать этим библейским примерам? Что это вообще такое — “Божья воля”? Сколько у Бога воль? Наверное, я задал больше вопросов, чем можно найти удовлетворительных ответов, но в этом уроке мы попытаемся ответить на три главных вопроса: (1) Являются ли библейские примеры нормативными для сегодняшних новозаветных христиан? (2) Что такое Божья воля? Сколько у Него воль? (3) Как Богу угодно, чтобы мы искали Его волю для нашей жизни?

Библейские примеры: действительны ли они сегодня?

Наш текст, Чис. 9:15-23, просто говорит, какими были Божьи указания Израилю для того конкретного периода жизни в пустыне. Когда сорок лет скитаний завершились, Бог перестал пользоваться этим небесным знамением для водительства Израиля. Кстати, читая Библию, мы обнаружим, что все ветхозаветные знамения предназначались для конкретных ситуаций, а не были общими декларациями, которым надо было следовать всем и всегда (см. Евр. 1:1, 2). Многие авторы берут случай с Гедеоном и овечьей шерстью и пытаются выставить его в качестве нормативного примера того, как нужно просить знамения. Некоторые книги, которые я просматривал, готовясь к этому уроку, даже советуют христианам и сегодня «расстилать овечью шерсть». Однако внимательное изучение уникальной ситуации Гедеона показывает, что его случай больше ориентирован на “видение», чем на веру. Гедеон попросил два знамения от недостатка веры, а не для того, чтобы узнать конкретное направление Божьей воли в своей жизни. Он был неуверенным судьей, а не ориентированным на веру последователем Бога Яхве.

А как обстоит дело с Новым Заветом? Являются ли новозаветные примеры нормативными? Тех записанных в Новом Завете случаев, когда человек получал прямые указания от Бога, недостаточно, чтобы сказать, что это было нормальным, ежедневным явлением для рядового христианина I века. В Новом Завете приводится только пятнадцать-двадцать частных случаев прямого личного Божьего водительства. Как нам известно, только три христианина, помимо Петра и Павла, двух Господних апостолов, получили прямое откровение. Это Филипп, Анания и Корнилий. И каждый из этих троих оказался в стратегически важной исторической точке на пути распространения Божьего царства.

Филипп привел ко Христу самарян: «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.» (Деян.8:5,6). Анания особым откровением был послан крестить Савла Тарсянина (Деян. 9). Филипп был также послан к эфиопу (Деян. 8). Корнилий был первым римлянином, вошедшим в царство и ставшим вехой в расовой интеграции, чем подтвердил, что евангелие — возможность для всех людей (Деян. 10).

Все эти эпизоды имели целью развитие царства, а не будничные житейские дела. Приведенные примеры не являются универсальными и всеобъемлющими. Водительство сопровождало незначительное число решений. О Божьей воле для отдельного верующего в приведенных новозаветных примерах ничего не говорится. Все эти решения так или иначе имели прямую связь с евангелием Христа. Отсюда приходится сделать вывод, что в наши дни сверхъестественное, прямое откровение не является обычным средством Божьего общения с нами. Тогда как случаи, описанные в Деяниях, — ясные примеры сверхъестественного откровения.

Божья воля: сколько воль у Бога?

Многим из тех, кто ищет Божьей воли, часто бывает трудно иметь к ней правильное отношение. Действительно ли мы хотим знать Его волю для себя? Боюсь, что в большинстве случаев не хотим. К этому вопросу часто подходят так, как сказал один проповедник: “Божья воля — сродни рыбьему жиру, бесспорно полезному, но очень неприятному”. Песни о Божьей воле в сборниках обычно помещаются в разделах “Самоотречение», “Подчинение», “Испытания”, “Церковное наказание» и т.п. Мы привыкли считать, что Божья воля и удовольствие — вещи противоположные. Нам кажется, что если мы всегда будем покоряться Божьей воле, то будем влачить жалкое существование! Хотя Библия учит как раз обратному. Истинную радость, мир и удовлетворение мы обретаем не в нашем эгоизме, а в исполнении Божьей воли.

Отвечая на вопрос, сколько у Бога воль, необходимо сказать, что их у Него три: Его суверенная воля, нравственная воля и разрешающая воля. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Божья суверенная воля — это та воля, благодаря которой, исполняются Его конечные цели и извечные планы без нарушения свободы человеческого выбора. Например, Бог не позволил сатане полностью погубить человека, когда грешный мир захлестнул потоп. Ной «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8), и праведная родословная семени из Быт. 3:15 продолжилась. В Дан. 4:32 Бог на время отстранил гордого царя, чтобы доказать, что не Навуходоносор, а Он управляет делами людей. В Деян. 2:23 Петр заявил, что действия толпы в распятии Иисуса не были осуществлением плана иудеев (хотя они в течение многих месяцев готовились к этому убийству), но были Божьим собственным предопределением и действием, которое при этом позволило всем сделать свой выбор. Позже, в Еф. 3:10, 11, Павел назвал это Божьим “извечным намерением” (Современный Перевод). Павел также утверждал, что Бог продолжает поддерживать порядок во вселенной, осуществляя Свою суверенную волю (Кол. 1:17).

У Бога есть нравственная воля. Она является отражением самой Божьей природы. И в Ветхом, и в Новом Заветах Он заявляет: “Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44, 45; 1 Пет. 1:16). Бог позволил человеку выбирать, кому он будет подражать, Творцу или творению. Большинство выбирает последнее (Рим. 1:18-27).

У Бога есть также разрешающая (позволяющая) воля. Выраженная Божья воля — чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2:4). Однако Бог позволяет человеку выбирать, каким путем он пойдет (Деян. 14:16). Бог не хочет, чтобы у людей происходили несчастные случаи, чтобы они убивали и калечили друг друга, но Он по необходимости допускает, чтобы царствовала свободная воля, это угодно для проявления Его Славы.

Моя жизнь: как мне найти Божью волю для неё?

Для руководства жизнью Бог дает нам божественные принципы, но в Своем водительстве Он не доходит до абсурда. В книге “Путь мудрости” есть рассказ «Первый ужин»:

«Адам был голоден. Он весь день давал названия животным и очень устал. Короткий дневной сон восстановил силы, а последующее знакомство с Евой и вовсе взбодрило его — даже вскружило голову. Но на закате солнца в конце их первого дня Адам почувствовал, что «наработал» аппетит.

— Думаю, нам нужно поесть, — сказал он Еве. — Давай назовём вечернюю трапезу «ужином».

— Ты такой изобретательный, Адам, — восхищённо заметила Ева. — Мне это нравится в мужчине. «Ужин» звучит просто мило. Всё это радостное возбуждение, в связи с моим сотворением, пробудило во мне голод.

Обсудив, как следует поступить, они решили, что Адам соберёт фрукты в саду, а Ева приготовит их. Адам отправился выполнять поручение и скоро вернулся с полной корзиной спелых фруктов. Он отдал её Еве, а сам в ожидании ужина пошёл окунуть ноги в прохладную воду реки Фисон. Минут пять он вспоминал названия животных, как вдруг услышал озабоченный голос жены:

— Адам, можно тебя на минутку? Мне нужна твоя помощь.

— В чём дело, дорогая? — спросил он.

— Я не знаю, какие из этих красивых фруктов мне приготовить на ужин. Я молилась Господу, чтобы Он указал мне, но так и не поняла, что Он от меня хочет. А я не хочу идти против Его воли в своём первом решении. Может, ты сходишь к Господу и спросишь Его, что мне делать с ужином?

Чувство голода усиливалось, но Адам понимал проблему Евы и потому пошёл поговорить с Господом. Вскоре он вернулся. На лице его была написана растерянность. — Ну? — испытующе спросила Ева. — Дело в том, что Он так и не ответил на твой вопрос, — сказал он.

Ева вновь спросила — Что ты имеешь в виду? Он сказал хоть что-нибудь?

— Да, конечно, — ответил Адам, — но Он просто повторил то, что говорил сегодня раньше, когда мы обходили сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него». Уверяю тебя, Ева, я держался подальше от запретного дерева. — Но это не решает моей проблемы, — сказала Ева. — Что же мне приготовить на сегодняшний вечер?

В животе так урчало, что Адам подумал, что рычать могут не только львы и тигры. Поэтому он сказал:

— Я никогда не видел таких свежих, сочных яблок. От них веет таким покоем. Почему бы тебе не приготовить их на ужин? Может, когда ты будешь готовить их, то испытаешь такой же покой, как и я. — Хорошо, Адам, — согласилась она. — Думаю, у тебя больше опыта в принятии решений, чем у меня. Спасибо за ценную мысль. Я позову тебя, когда ужин будет готов.

— Ладно, — ответил Адам с облегчением. — Я всё-таки схожу на речку.

Адам был на полпути к реке, когда услышал, что Ева снова зовёт его. Он был так голоден, что вприпрыжку прибежал на поляну, где она работала. Но радость от предвкушения ужина испарилась, когда он увидел её лицо.

— Ещё что-нибудь? — спросил он. — Адам, я не могу решить, что мне делать с этими яблоками. Можно порезать их кусочками, можно потушить, сделать пюре, испечь пирог — открытый или закрытый, нажарить оладий или целиком запечь в тесте. А можно просто помыть и съесть сырыми. Я так хочу быть тебе помощницей, но также хочу, чтобы моё решение соответствовало Божьей воле. Милый, ну пожалуйста, ну сходи ещё раз к Господу и спроси Его, что же мне всё-таки делать.

Адам ничего другого придумать не мог, поэтому сделал то, о чём просила Ева. Вернувшись, он сказал:

— Я получил такой же ответ, как и прежде: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него».

Адам и Ева помолчали. Потом Адам сказал:

— Знаешь, Ева, Господь сказал это с таким видом, будто это полностью должно ответить на мой вопрос. Я уверен, Он мог бы сказать мне, что и как есть, но, по-моему, Он хочет, чтобы мы сами решили. То же самое было и с животными сегодня. Он просто велел мне назвать их на моё усмотрение.

Ева недоверчиво посмотрела на него: — Ты хочешь сказать, что неважно, какие фрукты мы будем есть на ужин? Выходит, моё решение не нарушит Божьей воли?

Адам объяснил:

— Единственное, как ты можешь нарушить её, это сорвать фрукты с запретного дерева. А с нашими фруктами никаких проблем. Я думаю, все их можно есть.

Адам щёлкнул пальцами и воскликнул: — Великолепная мысль, а? Давай приготовим на ужин фруктовый салат!

Ева на минуту задумалась: — А что такое салат?»

Открытая Божья воля имеет определенные рамки, но внутри этих рамок нам дана свобода действия. Два примера иллюстрируют эту мысль. В Рим. 14 Павел говорит, что братья могут вести разный образ жизни. Один может есть только овощи, а другой может предпочитать мясо. Обоим это не мешает верно служить Господу и друг другу, поэтому незачем спорить (1 Кор. 8; 9). Павел говорит, что определенные решения относительно влияния и евангелизации нужно принимать соответственно сложившимся обстоятельствам. В конечном итоге, только сам человек решает, каким путём ему идти. Но ни тот, ни другой случай не следует понимать как указание, что нашим единственным водителем должна быть добрая совесть. Наши цели должны быть библейски законными. Они, например, не могут выходить за рамки Божьей нравственной воли (Еф. 5:1-14).

Это значит, что все главные решения, которые мы принимаем в своей жизни, — выбор спутника жизни, работы, развлечений, — должны быть в рамках Божьей нравственной воли. Эта нравственная воля полностью открыта нам в Писаниях (2 Тим. 3:16, 17). Мы также должны искать мудрости в выборе даже законных поступков, которые мы совершаем. Часто мы оказываемся перед выбором нескольких хороших и нравственных вариантов, каждый из которых может принести счастье и прославить Бога. Какой из них наилучший? Целый ряд отрывков говорит, что тут мы должны просить мудрости свыше (Иак. 1:5, 6; 3:13-18; Еф. 5:15-17). Молитва тесно связана с мудростью (Иак. 4:2).

Кто-то мудро написал: “Когда вы хотите узнать Божью волю, молитва — это как чистое лобовое стекло. Оно позволяет вам видеть дорогу и знак впереди без искажений и помех”. Павел говорит, что в нашем стремлении исполнять волю Бога Он помогает нам тем, что лично пребывает в нас (Фил. 2:13). Он позволяет нам довериться Ему. Каждый акт послушания — доказательство Божьего личного участия в нашей жизни (Рим. 8:5-8). Я демонстрирую веру, когда сознательно повинуюсь тому, что считаю Божьей нравственной волей, и стремлюсь применять принципы Божьего Слова к моим решениям. Я выражаю доверие, когда верю, что Бог сдержит Своё слово, и понимаю, что Бог хочет от меня самостоятельного принятия решений в рамках дозволенной свободы. Таков должен быть мой ответ на Его нравственное водительство.

Заключение

Вопросы всё равно остаются, как и поиск более совершенного понимания того, как Бог работает в нашей жизни. Один урок на эту тему не охватит всего, что нужно знать.

Бог хочет от нас повиновения Его суверенной и нравственной воле. Тогда Он будет работать в нашей жизни и в пределах данной нам свободы выбора стараться провести нас по жизни наилучшим путём. Как вы, имея свободу выбора, отвечаете на Божью волю?

facebook.com