Свидетельство исповеданий веры.

Р. Б. Дехтяренко, д-р богословия.

Доктрина тринитарного монотеизма, жизненно важную часть которой составляет Божество Святого Духа, — это библейская тайна, истина, которая может быть явлена только Самим Богом. Никто из людей, даже при детальном изучении природы или собственной личности, не смог бы заключить, что Бог тринитарен в Своей Сущности. Проблема понимания природы Бога становится ещё более сложной, когда мы пробуем передать другим определение или описание Бога. Какие слова из ограниченного человеческого словаря могли бы в достаточной степени объяснить бесконечного Бога? Многие слова со сменой поколений имеют тенденцию изменять своё значение. Другие же — для разных людей могут означать разные вещи.

Раннехристианской церкви пришлось столкнуться с этой проблемой, когда она стремилась в утверждении веры сформулировать свою веру в библейское учение о Троице. В Афанасьевском символе веры, сформулированном в IV веке, утверждалось: «Мы поклоняемся единому Богу в Трёх Лицах и Трём Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности». Отцы Церкви использовали три важных слова, чтобы подчеркнуть свою веру в единобожие: Один, Единство, Сущность. Точно так же они использовали эти слова для обозначения своей веры в тринитарность Бога: Троица и Личности. Они были осторожны и указали, что Бога невозможно разделить на три части («разделение Сущности»). Они также провозгласили свою веру в три Личности, Которые имеют присущую личностную единственность в одной Божественной Сущности. Они не хотели смешивать Лица; то есть, хотели прояснить, что Отец — это не Сын и не Святой Дух, что Сын — это не Отец и не Дух, и что Святой Дух — это не Отец и не Сын.

Никейский символ веры, сформированный примерно в 325 году по Р.Х., гласит: «Веруем во Единого Бога… и во Единого Господа Иисуса Христа… Сына Божьего… рождённого от Отца… Бога от Бога, Свет от Света, рождённого, несотворённого, Отцу единосущного… и в Святого Духа». Никео-Цареградский символ веры, сформированный в 381 году по Р.Х., вновь подтвердил это положение. Эти символы веры выстояли многие столетия, как стандарт ортодоксальности в доктрине.

После того, как в XVI столетии по Европе прокатилась волна протестантской Реформации, различные церковные группы стали формулировать свои собственные доктринальные исповедания. Аугсбургское исповедание веры, составленное в 1530 году, отобразило систему веры Мартина Лютера и Лютеранской Церкви: «существует одна Божественная Сущность, Которая называется и является Богом — вечным, бестелесным, неразделимым, обладающим бесконечной силой, мудростью и благостью, Творцом и Вседержителем видимого и невидимого. И тем не менее существуют три Ипостаси, которые единосущны, равны по силе, и одинаково извечны: Отец, Сын и Святой Дух».

Вестминстерское исповедание веры Пресвитерианской Церкви, составленное в 1647 году, было также принято Реформаторской Церковью в канонах Дортского Синода. В нём утверждается: «Есть лишь один живой и истинный Бог. В единстве Божества есть три Личности одной сущности, силы и вечности: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Отец есть один, ни рождённый, ни исшедший; Сын есть вечно рождённый от Отца; Святой Дух есть вечно исходящий от Отца и Сына».

Все эти исповедания веры утверждали тринитарный монотеизм. В изложении этой веры больше содержания уделялось объяснению Божества Иисуса Христа из-за Его воплощения и ипостасного союза. Исповедание о Божестве Святого Духа давалось, в общем, без больших объяснений, чтобы иметь доступное представление о Святой Троице.

Сегодня человек должен утверждать свою веру в тринитарный монотеизм, наряду с другими основополагающими доктринами, для того чтобы быть известным как ортодоксальный, евангельский или фундаментальный верующий. Если человек отрицает Троицу, Божество Иисуса Христа или Божество Святого Духа, он классифицируется как либерал, отступник или член культа. Крупные религиозные группы, такие как свидетели Иеговы и мормоны, отрицают Божество Святого Духа.

Как миссионер Славянского Евангельского Общества, я ежегодно подписываю доктринальное заявление СЕО, тем самым подтверждая своё согласие с ним. Один его раздел гласит: «Мы верим в единого Бога — вечного, всемогущего, всеведущего и вездесущего, существующего как три Личности: Отец, Сын и Святой Дух, единые в природе, свойствах, силе и славе». Другой раздел гласит следующее: «Мы верим, что Святой Дух — это Божественная Личность, равная с Богом Отцом и Богом Сыном». Никто не может быть миссионером Славянского Евангельского Общества, если он отрицает Святую Троицу или Божество Святого Духа.

Хотя бывает трудно использовать правильные слова, чтобы передать библейское учение о Троице, мы должны стараться делать это. Различие между ортодоксальностью и ересью часто находится в прямых отрицаниях. Однако во многих случаях различие можно обнаружить в том, что не сказано, в умышленном молчании по ключевым доктринальным пунктам.

Другие различия можно увидеть в недомолвках, преувеличениях или даже оговорках. Наш выбор слов должен быть целенаправленным и обусловленным Библией. Мы должны быть осторожными, чтобы не заявлять больше или меньше того, чему учит Священное Писание.

Лорейн Боттнер, уважаемый богослов, тщательно выражал библейское учение о Троице такими словами: «Отца, Сына и Святого Духа можно различить, но Их нельзя разделить; потому что каждый из Них обладает такой же сущностью, или существом. Они не просто существуют рядом друг с другом, как Вашингтон, Джефферсон и Франклин, но они взаимно пронизывают друг друга и проникают друг в друга; Они — друг в друге и друг через друга». Боттнер далее заявил: «Что знает один, знают другие; чего желает один, желают другие; и в чём воля одного, в том воля других. Независимость и самосуществование — это свойства не отдельных Лиц, а Триединого Бога».

Р. Б. Дехтяренко, СВЯТОЙ ДУХ: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.