OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дехтяренко Р.Б., д-р богословия.

В разные века Бог управлял Своей творческой, искупительной программой по-разному. Он направлял и сейчас движет дела людей и народов к цели установления Его Царства на земле.

Сейчас стоит рассмотреть не общее служение Святого Духа в Ветхом Завете, а скорее служение Святого Духа тем, кто был орудием Божьим, кто был верующим, кто получил дар Святого Духа. На страницах Слова Божьего мы замечаем, что в Ветхом Завете было такое действие, как пребывание Святого Духа. Когда Господь Иисус в горнице являл истину о Святом Духе, Он разделил служение Святого Духа на две части: до Дня Пятидесятницы и после. Христос сказал: «Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:17). Слова «с вами пребывает» — это ссылка на отношения Святого Духа с людьми до того, как Он сошёл в День Пятидесятницы, чтобы занять Своё место обитания во всех верующих. Фраза «и в вас будет» — это Его действие после Пятидесятницы, поскольку в День Пятидесятницы Святой Дух поселился в каждом верующем в Господа Иисуса Христа. В данном изучении мы рассматриваем слова нашего Господа, когда Он сказал: «Он с вами пребывает». В дальнейшем изучении мы будем больше рассматривать вторую часть Его слов: «И в вас будет».

Мы признаём, что Дух Божий обладает всеми свойствами Бога Отца и Бога Сына. Поскольку Бог Отец и Бог Сын всеведущие, то есть премудрые, Дух не менее всеведущ. Поскольку Бог Отец и Бог Сын вездесущие, то есть всюду присутствующие, Святой Дух был не менее всюду присутствующим в Ветхом Завете, чем Отец и Сын. Когда Господь в Иоан. 14:17 сказал: «Он с вами пребывает», — Он не касался только вездесущности Святого Духа; то есть того, что Святой Дух всюду присутствует и наполняет Собой этот мир и всю вселенную. Иисус говорил об особых отношениях, которыми наслаждались немногие избранные, и ученики были среди этих избранных, взятых в особые отношения со Святым Духом, чтобы можно было сказать: «Он с вами пребывает». И Тем, общением с Которым наслаждались ученики, наслаждались избранные люди во всём Ветхом Завете.

В минувшие века Святой Дух служил в жизни людей. Некоторые христиане думают, что Дух начал Своё служение на земле только в нынешнем веке Церкви. Действительно, с момента Своего сошествия в День Пятидесятницы Дух Божий начал совсем другое служение (Деян. 2), но как вездесущий Бог Он трудился в жизни избранных людей и во времена Ветхого Завета.

В Библии нет никакого упоминания о служении Святого Духа в жизни Адама, Каина, Авеля, Сифа, Еноха или Ноя. Однако Авель, Енох и Ной приводятся, как примеры истинной веры (Евр. 11:47), а Иуда назвал Еноха пророком (Иуд. 14).

Единственное упоминание о служении Духа в эту раннюю эпоху человечества делается в связи со злом грешников. Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым людьми, потому что они плоть. Пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3). Период до потопа закончился только восемью праведными людьми, Ноем и его семьёй, живущими посреди погрязшего в грехе мира. Ситуация была крайне серьёзной: «И увидел Господь, что велико развращение людей на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём» (6:5-6).

Бог возвестил, что человек не будет бесконечно пренебрегать Его Духом или бороться с Ним. Он дал этому миру 120 лет, чтобы покаяться. Еврейское слово, переведённое как «быть пренебрегаемым», означает «судить или принимать судебное решение против человека». Вот как комментирует это слово Меррилл Ангер: «Значение следует воспринимать в том смысле, что Святой Дух предъявляет судебное обвинение грешникам до потопа через служение Божьих слуг, предупреждающих против их беззакония». Святой Дух обличал этот мир через благочестивую жизнь и весть таких мужей, как Енох и Ной. Однако Его обличающий труд в людях и их возможность покаяться прекратились, когда потоп уничтожил нечестивых.

Иосиф

Нет никакого упоминания о служении Святого Духа в жизни еврейских патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. Эти мужи были благочестивыми примерами подлинной веры (Евр. 11:8-21). Новый Завет часто говорит об Аврааме, провозглашая его отцом верующих (Гал. 3:7). Священное Писание не говорит о каком-либо действии Духа в его жизни, хотя это было, конечно же, возможным.

Можно привести множество мест Священного Писания, чтобы показать, что были люди, в которых обитал Святой Дух Божий и которым Бог дал эту особую привилегию. Первая ссылка об этом пребывании Святого Духа находится в Быт. 41:38, где мы имеем слово от идолопоклоннического и языческого царя. Фараон Египта говорил в отношении одного из избранных Богом, он говорил об Иосифе: «Найдём ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» Я считаю, что фараон не понимал, о чём говорил, поскольку он не знал о Троице, не знал о третьей Личности и не знал о Святом Духе; но фараон признал, что в служителе Божьем проявлялось что-то такое, чего не было видно в других людях. Это было что-то такое, чего фараон никогда прежде не видел, хотя его окружало множество священников его религии. Это общая ссылка, но это указание, что Дух Божий пребывал в Иосифе.

Моисей

Моисей был великим освободителем и законодателем Израиля. Он выступал, как голос Божий, перед египетским фараоном и совершал чудеса, которые показывали его Божественное удостоверение. Однако Джон Уолвурд правильно заметил, что «в Ветхом Завете не встречаются ясные ссылки на чудеса, которые вообще совершаются через труд Святого Духа». От Исхода до Второзакония нигде не упоминается, что Моисей совершал чудеса силой Святого Духа. Он приписывал чудеса и Божьи кары непосредственно Богу Израиля.

Когда Бог наставлял Моисея назначить семьдесят старейшин для управления делами народа, Он сказал: «Я сойду и буду говорить там с тобой, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобой бремя народа, а не один ты носил» (Числ. 11:17). Библия нигде не упоминает случая, когда Бог первоначально поместил Духа Божьего на Моисея. Одной логической возможностью могло быть время, когда Бог освящал Моисея у несгораемого куста (Исх. 3). Вполне приемлемо полагать, что Моисей всегда был водим Духом: когда говорил с фараоном, когда выводил израильтян из Египта, когда проходил через Красное море и когда вёл народ через пустыню.

Бог говорил с Моисеем лицом к лицу, а Моисей затем сообщал эти слова людям (19:9; Числ. 12:8). Моисей стал образцом для всех будущих пророков в Израиле (Втор. 18:15-22). Христос сказал, что Моисей, который написал первые пять книг Библии, писал о Нём (Иоан. 5:45-47). Написанные Моисеем книги были вдохновенным Словом Бога (2 Тим. 3:16). Пётр утверждал, что святые Божьи люди говорили и писали под действием Святого Духа. Таким образом, чтобы писать, Моисей должен был находиться под воздействием Духа (2 Пет. 1:21). Пётр также утверждал, что Дух Христа был в пророках, когда они писали о страданиях и славе обетованного Мессии (1 Пет. 1:10-11). Таким образом, Святой Дух должен был быть в Моисее, когда тот писал о Христе.

Иисус Навин

Накануне смерти Моисея Бог дал ему наставление назначить Иисуса Навина своим преемником: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его перед Елеазаром, священником, и перед всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их» (Числ. 27:18-19). Святой Дух обитал в Иисусе Навине прежде, чем Моисей возложил на него руки. Время начала этого обитания в Священном Писании не указывается.

После смерти Моисея израильтяне подчинились новому вождю, Иисусу Навину, поскольку видели, что он был «полон духа мудрости» (Втор. 34:9). Как автор богодухновенного текста Священного Писания, а именно, книги своего имени, Иисус Навин также был побуждаем Святым Духом (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21).

Семьдесят старейшин

Бог предписал Моисею выбрать семьдесят старейшин, чтобы они помогали ему в управлении делами народа (Числ. 11:l6-17). Когда он выбрал этих семьдесят и собрал их вокруг шатра, «сошёл Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (11:25). Дух также почил на Елдаде и Модаде, двух из этих семидесяти, которые оставались в лагере. Они точно так же пророчествовали, к ужасу Иисуса Навина, но Моисей одобрил это пророчествование (11:26-30).

Итак, что же мы видим? В 11й главе книги Чисел мы узнаём, что Моисей объединился с семьюдесятью, которые были отделены, чтобы стать советниками и помощниками в ответственном управлении народом израильским. Бог сказал: «Я сойду и буду говорить там с тобой, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобой бремя народа, а не один ты носил» (ст. 17). Так вот, насколько можно определить, в Священном Писании ранее не говорилось, что Дух Божий пребывал в Моисее, наделял его силой и умудрял. И всё же Бог сказал в этом отрывке, что Он возьмёт Духа, Который был дан Моисею, и даст Его этим семидесяти. Таким образом, мы делаем вывод, что, поскольку Дух был взят от Моисея и дан этим семидесяти, сам Моисей служил с помощью дара Святого Духа, который был дан ему. Заметьте в той же самой главе, что «сошёл Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам…» (ст. 25). Бог выбрал не одного человека, как в случае с Иосифом или Моисеем, а семьдесят мужей, и дал им этот дар. Насколько мы можем судить, только эти семьдесят среди всего множества детей Израиля, кроме Моисея и, возможно, Аарона, обладали этим особенным даром Святого Духа для подкрепления их в этом труде руководства.

И Моисей, и эти семьдесят старейшин нуждались в подкреплении Святого Духа, чтобы управлять делами народа. Они не могли делать этого на основании своих способностей.

Рабочие, изготовлявшие скинию

Одарённые умельцы, которые изготовили одеяния для священников, были исполнены Богом «духа мудрости» (Исх. 28:3). В 28й главе книги Исход мы находим ссылку на мужчин, которым был дан дар Святого Духа, чтобы сделать их способными работать квалифицированно в построении и установке скинии в пустыне. В Исх. 28:3 мы читаем: «И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне». И снова, в Исх. 31:35 мы читаем о рабочих, которые устанавливали скинию: «Я исполнил его Духом Божьим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставления и резать дерево для всякого дела». Скинию нужно было установить в соответствии с Божьим планом. Не должно было быть никаких дефектов в её конструкции, а также в качестве отделки строения, и Бог дал Святого Духа как дар этим мастерам, чтобы работа, которую они исполняли своими руками, была совершенной работой, чтобы это был храм, в котором мог пребывать Бог. Бог сказал: «Я исполнил его Духом Божьим».

Из книги Судей мы узнаём, что было много мужчин и женщин, которых Бог поставил преемниками Моисея и Аарона в качестве управителей над сообществом Израильским. И о многих этих руководителях сказано, что Бог давал им Духа Божьего.

Гофониил

Гофониил, племянник Халева, стал первым судьёй в Израиле после смерти Иисуса Навина. Израильтяне, под владычеством Месопотамии, в раскаянии взывали о Божественном избавлении. Тогда «на нём [на Гофонииле] был Дух Господень, и был он судьёй Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема» (Суд. 3:10). Святой Дух дал Гофониилу военное умение, навык и победу. Он также дал ему способность судить в Израиле в течение последующих сорока лет.

Девора

Девора была пророчицей, которая судила Израиль (Суд. 4:4). Вместе с Вараком она привела Израиль к победе над Иавином, царём Ханаана, и его генералом Сисарой. Позже они с Вараком сочинили песню хвалы, которая была включена в Священное Писание (5:1-31). Хотя нет никакого конкретного упоминания о деятельности Святого Духа в её жизни, будет разумным заключить, что Дух Святой помог её достичь всего этого.

Р. Б. Дехтяренко, Святой Дух: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.