Писание и послушание Богу.

Артур Пинк

Все исповедующие христиане согласны, по крайней мере, теоретически, что прямая обязанность тех, которые носят имя Христа, – приносить Ему славу и честь в этом мире.

Однако христиане расходятся во мнениях относительно того, как они должны это делать, и что для этого от нас требует Бог. Многие верующие считают, что для прославления Христа достаточно просто ходить в какую-нибудь церковь, участвовать в служениях и поддерживать проводимые ею различные мероприятия. Другие полагают, что для прославления Христа нужно свидетельствовать о Нем и активно участвовать в «личном служении». Третьи, кажется, представляют, что прославление Христа не подразумевает ничего больше, чем простое участие в добровольных материальных пожертвованиях. Очень немногие действительно понимают, что Христос прославляется только тогда, когда мы свято ходим в подчинении Его воле. Очень немногие по-настоящему верят в то, что «послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов…» (1 Цар. 15:22).

Мы вообще не являемся христианами, если мы не отдались Ему полностью и не приняли Христа Иисуса Господом (Кол. 2:6). Мы постараемся вместе внимательно поразмышлять над этим утверждением. Сатана вводит многих людей в обман, побуждая их верить в «завершенную работу Христа» ради их спасения, в то время как на самом деле их сердца не изменились, и собственное «я» продолжает управлять их жизнью. Послушайте, что говорит Слово Божье: «Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут» (Пс. 118:155). Ищете ли вы Его «уставов»? Исследуете ли вы тщательно Его Слово, чтобы открыть для себя данные Им повеления? «Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины…» (1 Иоан. 2:4). Что может быть яснее этого?

«Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю?» (Лук. 6:46). Христос требует от нас не одних только горячих слов, но послушания Ему в нашей жизни. Какие сильные и убедительные слова записаны в Послании Иакова: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (1:22). Имеется много слушателей Слова: постоянные слушатели, слушатели время от времени, слушатели, проявляющие интерес, и так далее, но, к сожалению, то, что они слышат, не стало частью их жизни, не руководит всеми их путями. А Бог говорит, что люди, не являющиеся исполнителями Слова, обманывают самих себя!

Но как много таких людей составляют сегодня христианский мир! Они не лицемерят, но глубоко заблуждаются. Они думают, что если им удалось так хорошо разобраться в вопросе спасения по благодати, то они спасены. Они полагают, что, слушая проповедника, который сделал для них Библию «новой книгой», они возрастают в благодати. Они считают, что стали более духовными только оттого, что увеличили свой запас библейских познаний. Они думают, что питаются из Слова, когда просто слушают проповедь или читают книгу на духовную тему. Но это не так! Мы «питаемся» из Слова только тогда, когда применяем, «разжевываем» и внедряем в нашу жизнь то, что мы слышим или читаем. Если же в нашей жизни и в нашем сердце истина Божья не укрепляется и не утверждается, то наши растущие познания не принесут нам ничего, кроме большего осуждения. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много…» (Лук. 12:47).

«…Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7). Это – один из признаков «тяжких времен», в которые мы сейчас живем. Люди слушают одного проповедника за другим, посещают конференцию за конференцией, читают множество книг на библейскую тематику, однако так никогда и не достигают живого и практического познания истины, которое может оказать влияние на их души. Они страдают от так называемой «духовной водянки». Чем больше они слышат, тем больше хотят услышать, они проглатывают проповеди и наставления, но это никак не изменяет их жизнь. Они превозносятся своими познаниями, а не смиряются в прах перед Богом в результате их приобретения. Вера избранных Божьих – это познание в жизни истины, «относящейся к благочестию» (Тит. 1:1), но большинство людей ничего об этом не знают.

Бог дал нам Свое Слово не только для того, чтобы наставить нас, но и для того, чтобы руководить нами: открыть нам то, чего Он требует от нас. Первое, что нам необходимо, – это ясное и определенное понимание наших обязанностей. А главное, чего хочет от нас Бог, – это сознательное исполнение их на основании наших знаний. «…Чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека…» (Еккл. 12:13). Иисус подтвердил это такими словами: «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоан. 15:14).

Человек получает пользу от Писания, когда он открывает для себя Божьи требования к нему, Его неизменные постановления, потому что Бог не изменяется. Совершенно неправильно было бы полагать, что в настоящий период времени Бог несколько понизил уровень Своих требований к человеку, поскольку из этого следовало бы, что первоначальные требования Божьи были слишком жесткими и несправедливыми. Это не так! «Закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» (Рим. 7:12). Все заповеди Божьи сводятся к одной главной: «…Люби Господа, Бога твоего, все сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). В Евангелии от Матфея Господь Иисус повторяет ее (Матф. 22:37). Апостол Павел сказал еще сильнее: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, – анафема…» (1 Кор. 16:22) Человек получает пользу от Писания, когда осознаёт, как далеко и безнадежно он уклонился от Божьего стандарта праведности. Нам необходимо подчеркнуть, что ни один человек не может увидеть, насколько он грешен, как бесконечно он далек от Божьих стандартов, пока не осознает всю высоту Божьих требований к нему! Чем сильнее проповедник снижает Божьи требования к каждому человеку, тем труднее будет его слушателям получить адекватное и правильное представление о своей греховности, и тем труднее им будет увидеть свою нужду во всемогущем Спасителе. Но как только человек действительно поймет, насколько серьезны требования Бога к нему, и насколько он неспособен воздать Ему должное, тогда он понимает, в какой безнадежной ситуации он находится. Прежде, чем человек оказывается готовым услышать евангельскую весть, ему необходимо познакомиться с законом. Человек получает пользу от Писания, когда оно учит его, что Бог по Своей благодати обеспечивает человека всем необходимым для выполнения Божьих повелений.

Многие современные проповеди и в этом отношении являются половинчатыми и недостаточными. В них часто преподается то, что можно свободно назвать «Евангелием наполовину». Но на самом деле это, скорее, отрицание истинного Евангелия. Христос упоминается только в качестве довеска. То, что Христос Своей искупительной жертвой выполнил все требования Бога к тем, кто верует в Него, – это благословенная истина. Однако это только часть истины. Господь Иисус не только выполнил все требования Божьей праведности ради Своих детей, но Он также совершил все необходимое для того, чтобы каждый человек мог лично выполнить все эти требования. Христос послал Святого Духа, Который производит в них те благословения, которые принес им Избавитель.

Великое и славное чудо спасения заключается в том, что спасенный человек возрождается. В нем производится преобразующее действие. Его разум просвещается, сердце меняется, воля обновляется. Он – «новое творение во Христе» (2 Кор. 5:17). Бог так говорит об этом чуде благодати: «…Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их…» (Евр. 8:10). Сердце такого человека обращено к закону Божьему: в него вложено расположение отвечать на Божьи требования; в нем обитает искреннее желание выполнять их. «Сердце мое говорит от Тебя: «Ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс. 26:8).

Христос не только явил совершенное послушание закону ради оправдания верующих в Него, но и дал им силу Святого Духа, которая столь необходима для их освящения, которая преображает плотского человека и дает ему способность повиноваться Богу. Хотя Христос умер за «нечестивых» (Рим. 5:6), хотя Он признает их нечестивыми (Рим. 4:5), но когда Он оправдывает их, Он больше не оставляет их в этом ужасном состоянии. Напротив, Он Духом Своим учит их отвергать нечестие и плотские похоти (Тит. 2:12). Как нельзя отделить тяжесть от камня, жар от огня, так невозможно разделить оправдание и освящение.

Когда Бог действительно прощает человека перед судом его совести, под действием благодати его сердце очищается, его жизнь исправляется, и человек получает освящение. Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). Нельзя отделить вещество от его свойств, причину от ее неизбежного следствия, точно так же невозможно разделить спасающую веру и сознательное повиновение Богу. Вот почему мы читаем о «покорности веры» (Рим. 16:19).

Господь Иисус сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…» (Иоан. 14:21). Любовь – это нечто большее, чем просто чувства или эмоции; любовь – это принцип действия. Она проявляется в чем-то большем, чем приятные слова, а именно в делах, которые доставляют радость объекту любви. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его…» (1 Иоан. 5:3) Ты обманываешь себя, дорогой читатель, если думаешь, что любишь Бога, но не имеешь глубокого желания и не прилагаешь усилий для того, чтобы ходить в послушании перед Ним.

Что же такое послушание Богу? Это нечто большее, чем механическое исполнение определенных обязанностей. В нашей христианской семье нас, возможно, научили исполнять все заповеди, и под их влиянием мы приобрели некоторые благочестивые привычки. Но если мы не произносим имени Господа напрасно, если мы не воруем, это еще не значит, что мы послушны третьей и восьмой заповедям. И далее, повиновение Богу намного больше следования определенным нормам поведения, присущим Его народу. Если я проживаю в доме, где строго соблюдается суббота, и из уважения к ним или потому, что я считаю, что отдыхать в седьмой день недели – это хорошо и мудро, я воздерживаюсь от выполнения любой работы в этот день, я все же могу при этом оказаться нарушителем четвертой заповеди. Повиновение – это не просто повиновение внешнему закону, но полное подчинение моей воли власти другого. Таким образом, повиновение Богу означает признание в глубине сердца Его господства, Его права повелевать и моего долга подчиняться. Это полное принятие на себя благословенного бремени Христа.

Повиновение, которого требует от нас Бог, может исходить только из любящего сердца. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков…» (Кол. 3:23). Повиновение из страха наказания – это рабское повиновение. Повиновение из расчета получить милости от Бога – плотское и эгоистическое. Духовное же, угодное Богу повиновение осуществляется с радостью: оно является безвозмездным проявлением благодарности сердца за внимание и любовь Бога, которые мы не заслуживаем.

Артур Пинк, «Как извлекать пользу из Писания», Перевод с английского языка: Ольга Коваленко, Сергей Денисюк, © Русское издание, Издатель: Миссия «Приди и помоги», 2001.