Жизнь человека, не знающего Бога, перевернута с ног на голову.

Бог Есть

В 7 и 8 главах Библии, книги Екклесиаста приводятся многочисленные противопоставления, показывающие, как люди ошибаются в выборе жизненных приоритетов. Нам кажется, что мы выбрали то, что нужно, но на поверку это не всегда оказывается так. Жизнь предстает перед нами в перевернутом виде, но мы думаем, что так и должно быть. Жизнь человека, не знающего Бога, перевернута с ног на голову, а он даже не осознает этого. Когда Павел со своими товарищами отправился в Фессалоники, некоторые жители этого города обвинили их в том, что они перевернули весь мир (Деян. 17:6). На самом деле он уже был перевернут, а христиане стремились поставить его с головы на ноги.

То, что Соломон называл лучшим, для обывателя может вовсе не означать лучшее. Некоторых из тех вещей, которые Соломон считал лучшими, мы стараемся избегать, потому что они неприятны.

Воспринимайте ситуации такими, какие они есть (7:1-7)

Во-первых, Соломон говорит, что доброе имя лучше дорогих благовоний. Дорогие парфюмерные средства очень ценились в библейские времена. Иуда Искариот расстроился, когда Мария использовала дорогое масло, чтобы помазать ноги Иисуса. Он тут же заявил, что его можно было продать за триста динариев, а деньги раздать нищим. Не о нищих беспокоился Иуда; он был хранителем пожертвований и хотел положить эти деньги себе в сумку (Ин. 12:1-6). В Прит. 22:1 сказано: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». Имя Иуды всегда будет произноситься с презрением, потому что в его голове все было перевернуто с ног на голову. У него не было верных приоритетов.

Во-вторых, Соломон утверждает, что день смерти лучше дня рождения. У нас же, конечно, совсем противоположное представление об этих событиях. Мы радуемся рождению ребенка и оплакиваем смерть дорогого человека. Мы празднуем дни рождения, а не «дни смерти”. Но, как считает Соломон, нам следует оплакивать рождение ребенка и радоваться переходу человека к своей славе.

В-третьих, лучше пойти на похороны, чем на пир. Почему? На пиру мало чего можно получить, разве что кратковременное удовольствие от непродолжительного веселья и полного желудка, который вскоре вновь опустеет. Скорбь же, с другой стороны, приводит к серьезным размышлениям, которые смягчают сердце.

В-четвертых, лучше слушать обличения мудрого, чем песни глупца. Молодые люди, избегающие наставлений мудрого человека, часто стараются забыться в шуме громкой бит-музыки. Пустое времяпрепровождение бессмысленно, а смех так же бесполезен, как треск сухого тернового хвороста в огне под котлом.

Перечень всех этих «лучше, чем…” показывает, что жизнь не станет такой, какой она должна быть, до тех пор, пока мы не расставим правильно приоритеты.

Подумайте о конечном результате (7:8-14)

Для спортсмена главным приоритетом являются тренировки. И он потеет, напряженно трудится и терпит боль в мышцах вовсе не потому, что получает удовольствие от этой боли и этого труда. Он нацеливает себя на конечные соревнования и финишную ленточку. Значение имеет не то, что происходит с нами в данный момент, а то, чем все оборачивается в конце. “Конец дела лучше начала его» (7:8).

В 7:8-10 мы читаем, что лучше быть терпеливым, нежели гордецом:

«Терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых. Не говори: “Отчего это прежние дни были лучше нынешних?” Потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом».

Нетерпеливость ведет к вспыльчивости. Спору нет, вспыльчивость бесполезна; но дело еще в том, что нетерпеливые люди “и жить торопятся, и чувства торопят». Это тоже глупо. Детьми мы хотим скорее повзрослеть, чтобы вкусить жизни. Когда же мы стареем, нам снова хочется стать молодыми. Такие желания напоминают погоню за ветром. На самом же деле, считал Соломон, нам следует учиться смиренно принимать нашу участь.

Соломон говорит также, что хорошо, когда мудро распоряжаются наследством (7:11-14). У денег и у мудрости есть свои преимущества, но мудрость придает смысл деньгам. Тот, у кого есть и то, и другое, получает выгоду. Богатство без мудрости — несчастье. Размышляя о путях Божьих, мы вскоре начинаем понимать, что мы не в состоянии изменить Божий замысел. То, что Он сделал кривым, нам не выпрямить; лучшее, что можно сделать, — это смириться с нашей долей. Мы счастливы, когда у нас все в порядке, но, когда благополучие уходит от нас, нам не следует забывать, что Бог дает как благополучие, так и превратности судьбы для того, чтобы помочь нам осознать свою зависимость от Него. Поскольку мы не знаем, как будущее распорядится нами, то разумнее положиться на Того, Кто распоряжается будущим.

Избегайте крайностей (7:15-22)

Соломон видел много бессмысленных крайностей (7:15-17). Он видел, как праведники умирают молодыми, и он видел, как нечестивые живут долго. Это пример двух явно бессмысленных и несправедливых крайностей. Он даже предостерегает против того, чтобы человек был “слишком строг». Скорее всего, он имеет в виду, что неразумно и вовсе необязательно быть религиозным фанатиком. Он также советует не переигрывать, изображая из себя мудреца. Особенно же глупо предаваться греху. Те, кто доходит в чем-либо до крайности, обычно рано губят свою жизнь.

Нам нужно крепко держаться за жизнь (7:18-20). Если мы доверяем Богу и почитаем Его, все обернется к лучшему. Такая мудрость делает человека сильнее десяти властителей. Мудрость нужна всем, потому что все совершают ошибки — даже пытаясь поступать правильно.

Нам не следует слишком болезненно реагировать на злые слова (7:21, 22). Даже если они имеют отношение к нам, мы не должны обращать на них внимания. Еще никто не избежал злословия. Даже если мы услышим, как наши собственные подчиненные плохо о нас высказываются, нам не следует принимать это очень близко к сердцу. Мы ведь тоже бездумно злословили других. Хорошо бы, это помогло нам лучше следить за собственным языком.

Научитесь принимать мудрость (7:23-29; 8:1)

Чтобы наша жизнь не переворачивалась с ног на голову, нам нужна мудрость, идущая от Бога. Трудно познать благочестие, потому что мы живем в мире, где очень мало думают о Боге. Но даже когда мы узнаем о благочестии, порой бывает так трудно применить его в нашей собственной жизни.

Соломон был мудр, и он понял, что до сих пор использовал свою мудрость не так, как следовало бы (7:23-25). “Мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко — глубоко: кто постигнет его?” — говорит он. Он захотел постичь причины всех вещей, как хороших, так и плохих. В частности, он хотел узнать, почему в мире так много глупости и безумия. Он не считал, что познал все.

Он открыл, что порочная женщина может быть самым величайшим злом в мире (7:26). В его представлении женщина — как “сеть, и сердце ее — силки”, и такая женщина хуже горькой смерти. Только те, чья жизнь угодна Богу, могут избежать силков женщины-соблазнительницы. Соломон, по всей видимости, имел в виду зло, которое несет проституция.

Испытывая многих людей одного за другим (7:27-29), Соломон пришел к определенному заключению. Он нашел, что из мужчин только один на тысячу может считаться мудрым. Среди женщин он не нашел ни одной. Женщины были слабостью Соломона. Бог был очень недоволен им за то, что он позволил своим чужеземным женам увести его с праведного пути (3 Цар. 11). Если бы мудрый царь общался с праведными женщинами, то вывод его мог бы быть иным.

Из этого заключения вытекает другое. Бог создал всех людей хорошими, но они придумали множество путей, ведущих в сторону от истины. Если бы люди могли просто научиться слушать Бога, который сотворил их, они бы не испытывали соблазна изобретать способы постоянного самоудовлетворения.

Божественная мудрость просветляет жизнь человека (8:1). Полагающемуся на Господа не нужно изобретать способы, как удовлетворить себя. Его лицо будет излучать веру и уверенность в Боге. Он будет нести другим свет красоты Господа.

Подчиняйтесь властям, управляющими вами (8:2-17)

К царскому приказу надо относиться так же серьезно, как к обещанию, данному Богу (8:2-8). Соломон советовал гражданам царства не торопиться дезертировать, даже если с ними обращаются несправедливо. У царя есть власть поступать так, как ему заблагорассудится. Его слово — закон в его царстве. Никто не имеет права спрашивать с него. Уважающие власть царя будут в безопасности. Мудрый человек, у которого верные приоритеты, найдет время и способ славить царя.

Для христиан подчинение светской власти является делом первостепенной важности. Павел учил христиан в Риме подчиняться высшим властям (Рим. 13:1-7). Те, кто не может заставить себя почитать гражданские власти, неверно определили свои жизненные ценности. Соломон пришел к заключению, что, подчиняясь правительственной власти, мы поступаем мудро хотя бы уже потому, что все имеет свое время и назначение, даже то, что трудно стерпеть. Никто не может избежать того, что скрыто от нас, но что неминуемо. Человек не знает даже дня своей смерти. Он не может удержать свой дух, когда приходит для него время покинуть тело. Это борьба, в которой нам всем придется участвовать. Никто не будет избавлен от этого. Даже если человек отдастся злу, и это не спасет его. Жизнь слишком коротка, смерть слишком неотвратима, а вечность слишком длинна, чтобы жить в постоянном сопротивлении.

С другой стороны, самой большой бессмыслицей, какую наблюдал Соломон, было правление царя-тирана (8:9-13). Тирана хоронят с большой помпой, а затем быстро забывают. Другой занимает его место, чтобы делать то же самое. И поскольку суд над таким злом вершится не скоро, никто, кажется, не извлекает урока из прошлого. Однако несмотря на то, что подобные тираны не усваивают уроков истории, мы можем быть уверены в двух вещах: (1) грешник может делать зло сотни раз и продолжать какое-то время жить, но только богобоязненному человеку будет благо в конце (8:12), и (2) не будет добра нечестивому, и не продлит он свои дни, потому что он не благоговеет перед Богом (8:13).

Соломон признал несправедливым, когда праведников постигает то, что должно было бы случиться с нечестивыми, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы праведники (8:14). Он делает вывод, что лучшее, что может сделать человек, — это наслаждаться плодами своего труда, который Бог дает ему, пока он жив. Когда он попробовал постичь мудрость сердцем, он понял, что без Бога все становится бессмысленным. Мы можем денно и нощно искать смысла жизни, но так и не найти его. Даже мудрец, утверждающий, что знает все, не может постичь всех Божьих замыслов (8:17).

Заключение

У тех, кто выбрал Божьи приоритеты, правильный взгляд на жизнь. На тех, у кого верные приоритеты, остальные могут смотреть как на глупцов. Некоторые ценности с земной точки зрения могут показаться бессмысленными, но благочестивые люди знают, что является лучшим, потому что полагаются на Бога.

“Быть христианином стоит многого, но значительно дороже обойдется не быть таковым”.

mail.google.com