Бог Есть

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит.22:6)

Ответственность за воспитание ребенка может иного и испугать. Более того, чем сознательнее родители, тем больше их пугает эта ответственность. Учитывая ситуацию в мире и количество молодых людей, которые “пошли по плохой дорожке», нам необходимо ободрение. Текст дает нам надежду: «он не уклонится от него, когда и состарится».

Позвольте мне сначала остановиться на том, чего этот текст не говорит: здесь не говорится, что “когда он состарится, то вернется на этот путь». Некоторые ищут утешения в той мысли, что, “когда мой ребенок нагуляется, постареет и не сможет больше грешить, он вернется на тот путь, на который я его наставлял». Некоторые дети действительно сбиваются с пути. Когда это происходит, мы надеемся и молимся, чтобы, как и в случае с блудным сыном, их воспоминания о доме привели их назад (Лк. 15). Однако наш стих не об этом. Древнееврейское слово, переведенное как “состарится «, означает “иметь волосы на подбородке». Дословно это будет “когда у него начнет расти борода». Лично я начал бриться за несколько лет до того, как покинул родительский дом.

В этом стихе слово “состарится” означает, по словам Чарльза Суиндолла, тот “неопределенный возраст независимости”, когда ребенок готов покинуть дом. В стихе подчеркивается, что ребенок, покинув дом (и уйдя из-под непосредственного влияния родителей), не сойдет с того пути, на который они его наставили. Этот стих не учит тому, что если родители сделали все как надо, то для их ребенка будет невозможно забыть об их наставлении. Это означало бы, что если он собьется с пути, то его родители автоматически окажутся в положении виноватых. Такая идея была бы разновидностью небиблейского учения о “невозможности отступничества» (см. 1 Кор. 10:12). Кроме того, она бы отрицала наличие у ребенка свободного нравственного выбора, подразумевая, что ребенок не несет ответственности за свою собственную жизнь — а это небиблейская позиция (см. Рим. 14:12).

Поймите, что Прит. 22:6 — это притча. По самой своей сути притча констатирует общую, но не обязательно абсолютную истину. При истолковании библейских строк необходимо ставить вопрос: “С каким литературным жанром мы имеем дело?” Поэзию (как в псалмах) мы должны рассматривать как произведение, написанное поэтическим языком. Апокалиптическое произведение (как, например, книгу Откровения) следует истолковывать с учетом особенностей апокалиптического языка (то есть языка в высшей степени символического). Точно так же и притчи являются особым литературным жанром, который должен истолковываться соответственно.

Вообще говоря, притчи больше иллюстрируют истины, чем утверждают их. Это можно сказать и о наших повседневных пословицах: например, “Кто рано ложится и рано встает, здоровье, богатство и ум наживет» не является абсолютной истиной; хороший ночной сон и ранний подъем могут внести существенный вклад в достижение желаемой цели, но не могут ее гарантировать. Сказанное относится и к библейским притчам: “человек проворный в своем деле» скорее будет “стоять перед царями”, чем человек неумелый (Прит. 22:29), но многие умелые мастера никогда не стояли перед царями и никогда не предстанут пред ними.

Несмотря на то, что родительское влияние является основным в жизни ребенка, на него оказывают влияние также и многие другие: это и другие члены семьи, и сверстники вашего ребенка, и общество в целом. Эти факторы, в дополнение к родительским наставлениям и личности ребенка, помогают определить его жизненный путь.

Установив, чему эта часть нашего текста не учит, давайте разберемся, чему же она учит. Какую притча дает надежду? Она содержит три связанные между собой оптимистические истины. (1) Хотя на жизнь вашего ребенка будут оказывать влияние многие другие факторы, самым важным все равно останется ваше влияние. Специалисты по воспитанию детей сходятся во мнении, что «родители являются основным примером для своих детей и их главными наставниками”, оказывая на них гораздо большее влияние, чем “какой-либо другой человек, фактор, среда или коллектив».

(2) Общая истина этого стиха такова: если мы сделаем все от нас зависящее, чтобы правильно наставить наших детей, они не собьются с истинного пути. На их стороне будут все преимущества. Чарльз Суиндолл так перефразировал наш текст: “Учите своего ребенка таким образом, чтобы ваше наставление соответствовало данным ему Богом характеру и наклонностям; когда же он вступит в пору зрелости, он не отступит от того наставления, которое получил”.

(3) Притча подчеркивает, что хорошо наученный ребенок вступает во враждебный мир с преимуществом на его стороне, а не наученному ребенку почти не на что опереться в жизни.

Поняв общие истины Прит. 22:6, мы можем без опаски подходить к проблеме воспитания наших детей. Бог говорит, что мы сможем это сделать. Он на нашей стороне; Он будет с нами!

mail.google.com