Америка очень долго и безнаказанно вмешивалась во внутренние дела России. Теперь «российское вмешательство» в американские выборы в Конгрессе разберут по деталям. Им это не правится.

Юрий Паниев, зав. отделом международной политики «Независимой газеты».

На этой неделе должен быть опубликован доклад, подготовленный по заказу комитета по разведке Сената США. Газета Washington Post (WP), в распоряжении которой оказался черновик документа, утверждает, что это самое масштабное исследование российской дезинформационной кампании, свидетельствующее о вмешательстве России в политическую жизнь США, включая президентские выборы. В Кремле доклад не комментируют.

Россия активно помогала победить Дональду Трампу, пришли к выводу эксперты Оксфордского университета и сетевые аналитики из компании Graphika, проанализировавшие миллионы постов на важнейших сетевых платформах – Facebook, Twitter, Instagram и видео в YouTube.

В их докладе для американского Сената говорится, что организованная Россией кампания по дезинформации в период президентских выборов – 2016 использовала социальные сети с целью воздействовать на различные электоральные группы. Эта деятельность стала вестись еще интенсивнее после того, как Трамп обосновался в Белом доме.

«Очевидно, что все сообщения (в соцсетях. – «НГ») были созданы в интересах Республиканской партии и в особенности Дональда Трампа, – цитирует WP документ. – Трамп чаще всего упоминается в информационных кампаниях, нацеленных на электорат консервативных и правых взглядов, и эти сообщения побуждали группы избирателей поддержать его. Для основных групп избирателей, которые могли представлять угрозу для Трампа, были подготовлены иные сообщения, с помощью которых их пытались запутать, отвлечь и в конечном счете отговорить от голосования».

По словам репортеров WP, представители руководства сенатского комитета по разведке отказались комментировать доклад. А его авторы критикуют интернет-гиганты за «запоздалую и нескоординированную реакцию», когда стало известно о предпринятой Россией массированной кампании влияния, как и за то, что они слишком затянули предоставление информации властям. В этой связи составители доклада предупреждают, что соцсети из инструментов для «выражения коллективных претензий и координации гражданской активности» превращаются в угрозы для демократии со стороны «хитрых политтехнологов».

К их числу относят в первую очередь санкт-петербургское Агентство интернет-исследований (АИИ), известное как «фабрика троллей». Его сотрудники еще в начале 2018 года были включены в число тех 13 россиян, кого спецпрокурор Роберт Мюллер обвинил во вмешательстве в политическую систему США, включая президентские выборы 2016 года. Авторы доклада утверждают, что им удалось раскрыть новые аспекты методики, использованной АИИ, а также найти прямые следы российского вмешательства. В частности, в ряде случаев для оплаты рекламы аккаунтов использовались рубли. В контактной информации отдельных страниц фигурировали российские номера телефонов. 57% твитов были написаны на русском языке.

По мнению составителей документа, в России начали экспериментировать с социальными сетями еще в ходе местных выборов в стране в 2009 году. А в 2013-м россияне уже попытались повлиять на политические процессы в США, используя набирающий популярность Twitter. Позднее к кампании дезинформации стали привлекать и другие соцсети.

Во время президентской кампании – 2016 в США россияне, как сказано в докладе, стремились привлечь симпатии консервативных избирателей на сторону Трампа, акцентируя на таких острых темах, как право на ношение оружия и нелегальная иммиграция. Избирателям-афроамериканцам они якобы рассылали сообщения об избирательном процессе, призванные их запутать. Не говоря уже о том, чтобы подорвать у них веру в выборы. Так, в Google покупалась реклама для продвижения сайта BlackMatters US c провокационными записями типа «Копы убивают черных детей. Вы уверены, что ваш сын не будет следующим?».

Другие группы населения, в том числе латиноамериканцы, мусульмане, христиане, геи и ветераны, также получали сообщения – либо подогнанные под их политические предпочтения, либо призванные убедить их воздержаться от голосования. По данным доклада, более 99% всей активности в период избирательной кампании – 2016 осуществлялось с 20 страниц на Facebook. Среди них такие группы, как «Армия Иисуса», «Быть патриотом», «Сердце Техаса» и Blacktivist. Публикации этих групп суммарно набрали 39 млн лайков, 21 млн репостов, 5,4 млн «реакций» и 3,4 млн комментариев. А их деятельность затронула 126 млн человек. Еще 20 млн якобы подпали под российское влияние в Instagram.

На момент подписания этого номера в печать из Кремля не прозвучало комментариев по поводу нового доклада для Сената США о российском вмешательстве. «Я не могу это прокомментировать, потому что я не видел документа… – цитирует пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова РИА Новости. – Я не знаю, о каких сообщениях этого Агентства интернет-исследований идет речь. Поэтому, не имея информации, к сожалению, лишен возможности это комментировать».

ng.ru