Джон Ф. Мак-Артур

Многие потеряли уверенность в достаточности Слова Божьего, потому что никогда не познали его истину или не научились её правильно применять. Тем не менее, Писание — это важнейшая часть духовного снаряжения, принадлежащего совершенному христианину (Ефес. 6:11). Меч Духа, Слово Божье (ст. 17) — единственное оружие нападения, упоминаемое здесь Павлом. Подобно любому оружию, оно должно использоваться умело, чтобы быть эффективным.

Именно это подразумевает греческое слово, которое Павел употребил для слова «меч». Это не ромфайа, которое обозначает широкий меч, а махайра, маленький кинжал. И греческий термин, переведённый как «слово», — это рема. Он говорит о конкретном утверждении. Как маленький кинжал применяется умело и точно, чтобы коснуться жизненно важной части тела, так и мы должны использовать Слово осторожно и со знанием, применяя его конкретные принципы к любой встретившейся ситуации. Именно так Иисус боролся с сатаной в Матф. 4:111 (см. также Лук. 4:113).

А какие у вас навыки в обращении с духовным мечом? Владеете ли вы Писанием совершенно и знаете ли, как его точно применять? Если вы научитесь его правильно применять, Слово Божье будет эффективным оружием в любых ситуациях. Но если вы будете впустую тратить время и энергию на изучение человеческого, поддельного оружия, вы окажетесь беззащитной жертвой в духовной борьбе.

Лука охарактеризовал евреев в Верии как «благородных» (Деян. 17:11, Новый перевод с греческого подлинника), потому что они исследовали Писания, прежде чем приняли что-либо сказанное Павлом как истину. Если бы христиане нашего времени были настолько благородными! Похвально возносить Божью истину и утверждать тех, кто правильно её провозглашает. Но с другой стороны, терпеть ложное учение и отступивших учителей — духовно смертельно, и глупо не быть способным их распознать.

Но дух невежественной терпимости, поразивший церковь настоящего времени, часто клеймит любую попытку тщательного рассмотрения учения других как узость взглядов, отсутствие любви или призыв к разделению. Обратная сторона терпимости к заблуждению — это безразличие к истине, что само по себе губительно.

Церковь обленилась. Она отошла от здравого библейского мышления и слишком терпимо относится к ложному учению. Всё меньше и меньше христиан подходят к жизни с Библейской точки зрения. Они не развивают навыки различать и применять библейские принципы в своих повседневных ситуациях. Следовательно, когда возникают проблемы, они считают, что Писание не может им помочь. И тогда они обращаются к гуманистическим или мирским альтернативам, которые только усиливают их горе. Они безрассудно отвергают свою достаточность в Христе, и пытаются заполнить пустоту совершенно недостаточными заменителями.

Более того, будучи неспособными строить только на библейских принципах, они распахивают дверь перед всевозможными злыми влияниями. Др Роберт Томас, профессор Нового Завета в Мастерз Семинарии, предупреждая об опасности, пишет:

Люди обычно не сразу становятся еретиками. Всё происходит постепенно. И в большинстве случаев делают они это непреднамеренно. Они соскальзывают туда из-за безразличия и ленности в изучении Слова истины… Чтобы оказаться на пути к ереси, все, что требуется, это жажда к чему-то новому и необычному, новая броская идея вместе с незначительной ленностью и беззаботностью или же просто недостаток осторожности в трактовке Божьей истины.

Повсюду можно увидеть потрясающие напоминания о доктринальном скольжении и открытом падении. Один за другим, повторяются случаи, когда многие, кто должен бы хорошо знать Божью истину, потерпели неудачу в провозглашении этой истины.

Верящие в Библию скептики

И поэтому церковь теряет способность отличать истину от заблуждения. Это, в свою очередь, отражается на порочной жизни тех, кто относит себя к этой церкви. Внезапность происходящего является тревожной тенденцией. Печально, но среди тех, кто весьма неосторожно относится к Писанию, много людей, чья ответственность — учить других. Размытое богословие, звучащее сегодня с многих кафедр, повергает в шок. Может ли церковь позволить себе терпеть служителей, которые подходят к своему призванию с равнодушной беспечностью? Конечно, нет. Представьте себе практические последствия, если бы учителя математики или химии были такими же беспечными, как некоторые, преподающие Слово Божье. Захотите ли вы обращаться к аптекарю, который, приготовляя лекарство, пользуется методом «приблизительной дозировки»? Или станете ли вы иметь дело с архитектором, который делает проекты «на глаз»? Или позволите ли вы хирургу оперировать вас кухонным ножом вместо скальпеля? Печальная истина в том, что общество быстро бы развалилось, если бы большинство профессий относились к своему труду так, как делают многие учителя Библии.

Обратите внимание, что д-р Томас пишет о важности точного подхода в преподавании Библии:

Точность… — это непреодолимое желание владеть истиной Божьей более полно, способствовать более точному изложению этой истины другими и хранить себя от доктринального скольжения, которое ведет к заблуждению или лжеучению… Не все оценят точность, чтобы с готовностью признать её важность. Мы живём в мире, который предпочел бы питать нас приблизительной оценкой, когда это касается богословских вопросов. Требуется много терпения и «толстая кожа», чтобы терпеть критику и открытое противление, которое возникает, когда служитель Божий настаивает на точности…

Сегодня есть слишком много толкователей и учителей, «бьющих мимо цели». Богословская атмосфера в евангельском христианстве пропитана плотным туманом неясности и неуместных акцентов в обращении со Словом Божьим. Многие церкви терпят крушение из-за небрежной герменевтики, пренебрежения к языкам Библии и отсутствия систематики в богословии. Грубые предположения в отношении того, что означает тот или иной текст, не помогут. Нам нужны квалифицированные проповедники, способные разъяснять текст, готовые жертвовать временем и усердно заниматься со Словом, чтобы дать Божьему народу ясность в объяснении святого Божьего Слова.

Недавно в нашей местности, когда воскресным утром люди собирались на служение в церковь, балки, державшие крышу здания, не выдержали нагрузки и упали. К счастью, никто не пострадал, но здание церкви стало непригодным для использования без полной перестройки. Плохой проект инженеров оставил церковь без здания. Несмотря на прискорбие случая, падение крыши здания и близко не может сравниться с катастрофой духовного упадка в церквах, создававшихся неспособными «инженерами» Слова. И, тем не менее, это происходит всё чаще и чаще.

Проповедуй Слово… и ничего другого, кроме Слова

Печально, когда строитель виновен в просчетах, ведущих к падению его строения, но часто так происходит и в церкви. Отступники и некомпетентные священнослужители умножаются, и скорее становятся нормой, чем исключением. В журнале «Проповедуй Слово!» Роберт Л. Реймонд, профессор систематического богословия и апологетики Богословской Семинарии Завета в городе Сент-Луис, штат Миссури, так определяет эту проблему:

Я говорю это с печалью, но, по моему мнению, действительно, в то время, когда возможности для Церкви Иисуса Христа сделать реальные шаги вперед благоприятнее, чем когда-либо, в церквях растет богословская безграмотность, способствующая огульному распространению ересей. Она прослеживается в отступивших священнослужителях, и в удручающем недостатке богословски здравых глашатаев среди христиан, способных исправлять болезни, поражающие церковь.

Не поймите меня неправильно. В проповедниках недостатка нет. Но наболевший вопрос в том, насколько сегодня люди богословски пригодны, чтобы нести служение?

Он увещает проповедников: Дайте Богу обет научиться всему, чему можете, из написанного Им откровения для Своей церкви о том, что люди должны знать о Нём, о Христе, о Его великом спасении… о том, какую обязанность Бог даёт им, и что Он учит вас проповедовать Его возлюбленной церкви, за которую умер Христос, укрепляя её духовное здоровье и снаряжая Его детей на добрые дела, которые Сам Бог предназначил для них исполнять. Он один может дать рост. Омывайте весь ваш труд для Него горячими молитвами, чтобы вы были употреблены в насаждении Его Слова.

Евангельская проповедь должна отражать наше убеждение, что Слово Божье верно и непогрешимо. Слишком часто мы упускаем это из виду. Кстати, в современном христианстве есть тенденции отхода от разъяснительной, доктринальной проповеди и движение в направлении основанного на переживаниях, прагматичного и мелкого подхода к проповеди.

Люди в церкви зачастую воспринимаются как покупатели, которым нужно продавать то, что им нравится. Пастора проповедуют то, что люди предпочитают слушать, вместо того, что требует от них Бог.

Именно этого вопроса Павел касается во 2 Тим. 4:34: «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». Павел запретил Тимофею так проповедовать.

А что Слово Божье говорит о том, как мы должны служить? Иисус сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матф. 28:19-20). Павел говорил: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). «Ты же говори то, что сообразно со здравым учением» (Тит. 2:1).

Проповедь, которая не направлена на разъяснение Божьей истины человеку, не является правильной проповедью. Проповедник, который избегает доктрин, считая, что это слишком узкая специализация или это непрактично, попирает ответственность, возложенную на него Библией. Он призван говорить с властью от Бога, но служитель, не разъясняющий Божье Слово, этого делать не может. Волнующие истории, нравственные советы, психология, притворство и мнение — всё это лишено ясности и определенности. Только авторитетное провозглашение Слова соответствует Божьему предназначению в призвании к проповеди. Всё остальное — орудия для проповедей, которые льстили бы слуху, и об этом Апостол Павел предупреждал Тимофея:

Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых явлением Его и Царством Его: проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (2 Тим. 4:15).

Это серьёзное предупреждение было сделано, когда Апостол, зная, что смерть его приближается (ст. 69), передавал эстафету служения своему сыну в вере. Он повелел Тимофею держаться обличительной проповеди всесильного Слова. Говоря «настой» (ст. 2), он использует военный термин, обозначающий «быть на своём посту» и передающий идею верности долгу. Это призыв использовать любую возможность «вовремя и не вовремя» — при удобных обстоятельствах или не имея таковых, будучи принимаемым или отвергаемым. Для Слова Божьего нет закрытого сезона. Мы должны провозглашать его постоянно и без промедления.

Тон такой проповеди — «обличай» — несёт в себе идею опровержения лжи и касается разума; «запрещай» обличает чувства, когда грех раскрыт; и «увещай» подчеркивает призыв к покаянию и послушанию. Всё это должно делаться с большим терпением через тщательное наставление.

Это Божье повеление.

Однако это не будет лёгким. Почему? Потому что люди, не идущие слушать, не будут терпеть убедительной проповеди Слова. Сегодня многие церкви не станут терпеть два воскресенья подряд убедительную, библейскую проповедь, которая обличает их доктринальные заблуждения, запрещает так поступать, обличает людей в грехе и призывает их к святому послушанию. Они готовы заменить такого проповедника на учителей, которые будут потакать их желаниям и льстить их слуху. Они хотят чего-то сенсационного, увеселительного, приятного для себя, потакающего их «я» — того, что даёт положительные эмоции и приводит к приятным ощущениям. Ради таких чувств они с радостью поменяют истину на басни, мифы, истории.

Они кричат: «Дайте то, что нам нравится!» и терпят только тех проповедников, которые им потакают. Взгляд на текст Ветхого Завета показывает, что в этом нет ничего нового. Исаия жил среди людей, очень похожих на наше поколение:

Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закон Господень, которые провидящим говорят: «Перестаньте провидеть», и пророкам: «Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Ис. 30:9-10).

Сам Господь сказал Иеремии: «Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (Иер. 5:31). Михей проницательно отметил: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: „Я буду проповедовать тебе о вине и сикере“, — то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11).

На протяжении всей своей истории церковь переживала подобные периоды отступничества и недостатка рассудительности. В предисловии к одной из своих проповедей Чарльз Г. Сперджен обличил некоторых священнослужителей своего времени такой притчей:

В дни Нерона в городе Риме была большая нехватка пищи, хотя в Александрии можно было купить кукурузу в неограниченных количествах. Один человек, имевший корабль, оказался на морском берегу, и там он заметил большую толпу голодных людей, устремивших свои взоры к морю, высматривая корабли, которые должны были привезти кукурузу из Александрии.

Когда эти корабли, один за другим, подошли к берегу, люди в горьком отчаянии заламывали свои руки, потому что на борту галер не оказалось ничего кроме песка, который тиран император заставил их привезти для использования на аренах. Это была вопиющая жестокость, когда люди умирали с голоду, а он повелел кораблям идти в такую даль только для того, чтобы привезти песок для гладиаторских шоу.

Тогда торговец, корабль которого был пришвартован у пристани, сказал своему капитану: «Учти, в следующий раз ты должен привезти из Александрии только зерно; и ввиду того, что ты уже привез на корабле меру или две

песка, в это раз ты вообще не должен его везти. Я ещё раз повторяю, ты ничего не должен везти, кроме зерна; потому что эти люди умирают, и мы должны использовать корабли только того, чтобы доставить им еду».

Сперджен продолжил:

«Увы! Я видел некоторые величественные галеры в наше время, нагруженные ничем иным, как простым песком философии и гипотез, и сказал себе: Я ничего не понесу, кроме явленной истины Божией, хлеба жизни, в котором так сильно нуждаются люди».

Это пленяет мои чувства.

Джон Ф. Мак-Артур. «Наша достаточность во Христе». Перевод: С. Омельченко. Славянское Евангельское Общество, © 2005, Второе издание на русском языке.