Джонатан Льюис

“Это несправедливо. Я не могу соревноваться с вами!” Так обеспокоенная мать высказывала своё расстройство учителю её малолетней дочери. “Я могу видеть свою дочь только вечером, но в это время ей нужно готовить уроки, а затем наступает время сна. А вы с ней проводите несколько часов каждый день. Как я могу в такой ситуации состязаться с вами?”

Мать, исповедующая индуизм, все-таки послала свою дочь в христианскую школу. Через некоторое время она была озадачена тем, что её дочь часто цитирует Библию. Она решила поговорить с учителем своей дочери.

“Почему моя дочь так много говорит о вашей Библии? Ведь у неё библейский класс только один час в день”.

“Это так”, ответил учитель, — “но мы стараемся преподавать каждый предмет с точки зрения Библии. Мы хотим сделать Библию основанием всего образования”.

Это был как бы момент прозрения, когда матери стало ясно, что она не может конкурировать со школой, которую посещает её дочь. У нее просто не было достаточно времени, чтобы противодействовать тому обучению, которое получает её дочь и наставлять её в индуизме. Она обнаружила, что ничего не может поделать с этим, потому что её дочь была увлечена Библией.

Мы прославляем Бога за этот случай и радуемся тому, что маленькая девочка имеет возможность познавать Христа вместо того, чтобы быть во тьме ложной религии.

Но эта история более знаменательна ещё и тем, что заставляет нас, родителей-христиан, обратить внимание на то, что нам делать, если мы хотим сохранить наших детей и видеть их, живущих плодотворной жизнью для Христа.

Во всем мире родители-христиане посылают своих детей в светские школы, в которых Библия исключена из программы обучения, Бог удален, а преобладающее в них мировоззрение противно тому, чему учит Писание. Дети из христианских семей учатся, находясь в такой системе по несколько часов каждый день, а по возвращении домой им необходимо приготовить домашнее задание и другие дополнительные задания и затем сон – и все это повторяется каждый день. Как могут родители-христиане с этим справиться? Как мать-индуистка видела свою дочь увлеченной Библией, по причине ее обучения в христианской школе, так родители-христиане видят многих своих детей, увлеченных миром по причине, я думаю, безбожного образовательного процесса.

Я озадачен тем, что так много родителей-христиан делают такой выбор образования для своих детей. Мы видим мать-индуистку, посылающую свою дочь в христианскую школу, и, я думаю, мы вправе задать логичный вопрос: “Почему эта мать посылает свою дочь в христианскую школу, если она хочет воспитать её верной индуисткой?” Мы видим, что она получит не тот результат, который ожидает. Но почему мы так редко спрашиваем себя: “Почему христиане посылают своих детей в светские школы, если они хотят вырастить их верными христианами?” Это так же нелогично, как и в примере с индуисткой, отправляющей свою дочь в христианскую школу. Почему? Потому, что в обоих случаях мы отправляем своих детей для обучения в атмосфере чуждого нам мировоззрения и в то же время ожидаем, что наши дети усвоят наше мировоззрение, тогда как каждый день их часами учат совершенно противоположному. Мы получим совсем не тот результат, который ожидаем.

Мы понимаем, что когда индуисты, мусульмане или буддисты отправляют своих детей в христианские школы то это несовместимо с их убеждениями, и тем самым они как бы подталкивают их отступать от их верований. Почему же нам эти примеры с предельной ясностью не говорят о том, что то же самое происходит, когда христиане посылают своих детей в светские школы? Почему мы поступаем так, как будто не имеет значения качество обучения наших детей?

В реальности, это имеет значение. И есть несколько причин, по которым христианское образование жизненно важно. Рассмотрим некоторые из них.

ПРИЧИНА №1: БОГ ПОВЕЛЕВАЕТ ЭТО.

Во многих местах Писания Бог наставляет Свой народ учить своих детей путям Его. В Книге Второзаконие 6:67 мы находим классический пример домашнего образования. В нём Бог повелевает Израильтянам тщательно наставлять детей в слове Его. Это место говорит нам о том, что Бог хочет, чтобы в центре обучения наших детей был Он и Его Слово.

Однако, это не единственное место, говорящее о том, как сделать правильный выбор метода обучения детей. Есть ряд других мест, помогающих нам определить то, что Бог считает правильным образованием. Послание к Ефесянам говорит отцам, как поступать с детьми: “Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф.6:4). Книга Притчей говорит: “Начало мудрости – страх Господень” (Пр.1:7). Эта же самая мысль несколько расширяется: “Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум” (Пр.9:7). В другом месте Соломон говорит: “Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума” (Пр.19:27). В Исаии Бог осуждает ложное образование. Он говорит: “Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!” (Ис.5:20). Иез. 44:23 превозносит правильный метод обучения: “Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто”.

Из этих мест Писания мы видим, что обучение и наставления должны быть вдохновляемы Богом и Его моральными принципами. Мы должны четко отличать правильное от заблуждения, правду от лжи. Это образец, который Бог нам постоянно показывает. Я не знаю ни одного стиха в Писании, который говорил бы о воспитании наших детей отдельно от Бога и Его истины.

Реальность жизни такова, что предполагать, будто наши дети могут получать образование в нехристианских учреждениях, означает согласие с одним из двух опасных мнений. Первое — мы думаем, что на наших детей не повлияет мирская философия, несмотря на долгие часы преподавания её им. Второе мы верим, что Бог не вникает в этот вопрос и молчит или Ему это совершенно безразлично. Примет ли Бог хотя бы одну такую характеристику для описания Себя? Если нет, то почему же мы постоянно приписываем Ему эти качества, избирая мирскую форму обучения наших детей? Почему мы считаем, что Богу в высшей степени чуждо, как будет формироваться мышление наших детей? Это не библейская позиция. Бог повелевает нам учить наших детей Его путям, Его истине.

ПРИЧИНА №2: ЭТО ДАЕТ НАШИМ ДЕТЯМ ПРИМЕР ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Если мы говорим, что Бог есть наиболее важная часть нашей жизни, но устраняем Его из образовательного процесса, а он для ребенка является важнейшей частью его жизни, то это будет двусмысленным посланием для наших детей. Мы чтим Бога словами, но нашими делами устраняем Его, мы утверждаем, что благоговеем пред Ним, но исключаем Его из нашей деятельности. Зачем рисковать, устраняя Бога из важнейшего аспекта жизни наших детей, и затем ожидать, что они не будут иметь такой же образ мыслей во всех остальных сферах их жизни? Как мы можем ожидать, что они будут поступать по воле Божией во всех жизненных ситуациях, если сами не делаем этого? Предоставляя нашим детям христианское образование, мы показываем пример последовательности между нашими словами и делами, укрепляя их в сознании того, что Бог есть центр всего.

ПРИЧИНА №3: ОНО СОЕДИНЯЕТ БОГА СО ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ.

Как уже было отмечено выше, если мы отделяем Бога от образования наших детей, то даём им понять, что существуют ситуации в жизни, где нет места Божьему учению; мы говорим им, что наше отношение к Богу ограничивается только личным и эмоциональным, и что наш интеллект отделен от веры. Воскресенье — Богу, а с понедельника по пятницу жизнь проходит в другом реальном мире. Мы рискуем научить наших детей так мыслить и так поступать.

Подумайте о том, какой это закладывает фундамент для всей их будущей жизни. Мы знаем, что образование в современном мире, прежде всего, считается подготовкой к будущей карьере. (Серьёзно рассуждая, образование должно значить намного больше этого, но, с точки зрения современной культуры, оно немногим более, чем подготовка к работе). Итак, если Бог будет удален из образовательного процесса наших детей (т.е. из их подготовки к будущей карьере), то наши дети привыкнут жить без Бога от понедельника до пятницы. Кроме того, незаметно, хитрым образом, их умы будут запрограммированы в том убеждении, что Бог не имеет ничего общего с такими важными вопросами, как образование и будущая работа. Мы обрекаем наших детей жить двойной жизнью, в которой Бог будет лишь частным понятием, очень мало или совсем ничего не значащим в реальных проблемах нашей жизни.

Целенаправленное христианское обучение показывает нашим детям, что для Бога очень важен образ наших мыслей, и что для христиан нет ничего, что было бы за пределами нашей веры. Все наши стремления должны быть подчинены власти Христа. Христианское образование – это связь между нашей верой и реальным миром.

ПРИЧИНА №4: ОНО БОЛЕЕ ВДОХНОВЛЯЕТ.

Христианское образование не только соединяет Бога с реальным миром интеллекта и профессии, но оно намного более вдохновенно, чем светское. Почему? Потому, что оно раскрывает наше существование и наше место в мире, и делает его намного более целеустремленным и значимым.

При изучении истории, например, что может быть более увлекательным, чем знать то, что это не набор наугад выбранных времён и дат, но разворачивающаяся драма Божьего искупительного плана для человечества? Драма, совершаемая во времени и пространстве с реальными мужчинами и женщинами. А также знать и то, что в этом великом событии у нас есть своя роль. Провиденциальный (предопределённый Богом) взгляд на историю даёт нам понимание нашей цели и назначения жизни на земле. Это вдохновляет.

То же самое можно сказать и о естествознании. Что больше мотивирует: убеждение в том, что всё происходящее вокруг нас есть результат слепого случая, капризная игра сил природы, и что наше существование не имеет элементарного и постоянного смысла или то, что Бог создал вселенную с определенной целью и доверил Свое творение нашей заботе, чтобы нам исследовать, понимать и мудро использовать его для пользы своей и других?

А как насчет географии? Что больше вдохновляет: перечень континентов, народов, рек, гор и т. д. или мир, который открывает славу Бога, народы, которые нужно приобрести для Христа, горы, на которые нужно взобраться, и реки, которые нужно пересечь, чтобы донести добрую весть Евангелия всему творению?

Христианское образование наполняет всё, к чему оно прикасается, неизмеримо большим значением и целью, чем светское может себе только представить.

ПРИЧИНА №5: МЫ ВИДИМ МИР ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ.

Если Библия – это вдохновенное Слово Божие и откровение Бога человеку, то библейское мировоззрение позволяет нам видеть мир таким, каким он реально существует. Другими словами, христианское мировоззрение – это не один из многих, равнозначных взглядов. Наоборот, это подлинная, объективная истина. Она описывает мир, людей и события вокруг нас такими, какими они действительно являются.

Если мы верим, что это истина, а нашим детям даём нехристианское образование, то тем самым мы показываем, что наша вера не является настоящей. Для истины нет “золотой середины”. Это или истина, или нет. Мое мировоззрение не может быть нейтральным, оно либо отражает Божию точку зрения, либо это продукт падшего, заблуждающегося человеческого ума. Как уже было отмечено выше, что, если нелогично для индуистской матери посылать её детей в христианскую школу, так же нелогично для нас, христиан, посылать своих детей в светскую школу. В обоих случаях родители позволяют своим детям приобретать то мировоззрение, которое они сами считают ложным.

Ценность христианского мировоззрения состоит в том, что оно позволяет нашим детям видеть мир таким, каков он есть в реальности. Только христианство даёт правильную информацию о нашем происхождении, о проблемах нашего мира и о том, как они могут быть решены. Очевидно, что другие доктрины предлагают иное видение мира. Марксизм, например, учит, что проблемы мира не в греховной природе (чему учит христианство), а в частной собственности и экономическом угнетении. Поэтому решение не во Христе, а в уничтожении частной собственности и частного контроля над средствами производства. Доминирующее мировоззрение в наших общественных школах – это светский гуманизм, который внедряет свои предположения о мире в академическую программу. Поэтому дети, обученные в нехристианском мировоззрении, познают мир не таким, каков он есть в реальности, но в соответствии с философией падшего человечества, живущего не под властью Христа.

Перевод с английского, Виктор Попов

Твердое основание, выпуск №4, Май 2016.