Бог Есть

«Может ли кто ходить по горящим углям, чтобы не обжечь ног своих?» (Прит. 6:28).

Мудрость (в её самом полном смысле) — это осуществление праведности всеми известными способами; глупость — это совершение греха всеми известными способами. Поскольку супружеская неверность олицетворяет собой глупость, мы можем, рассматривая прелюбодеяние как общий случай, применить его динамику ко всем формам греха. Исследование процесса прелюбодеяния, описанного Соломоном, открывает интересную модель происходящего, в которой можно выделить три этапа.

Этап первый: уязвимость

Для любого греха этот процесс совершения глупости начинается с определённого умонастроения, при котором отсутствует понимание того, что такое грех. Но непонимание необязательно означает полное неведение. Часто те, кто поддаётся греху, умом вполне сознают его запретную природу. Отсутствует же у них желание принять это знание, то есть довериться ему. Такое отсутствие убеждённости либо может быть результатом временной потери способности здраво рассуждать, либо отражать состояние хронического негативизма (отрицания всего и вся). Когда мудрость покидает человека — хоть на время, хоть навсегда, — его разум становится беззащитным и, следовательно, уязвимым перед искушением. Госпожа Глупость зазывает простаков — тех, у кого отсутствует понимание: «Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решётку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла её и шедшего по дороге к дому её, в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке…» (Прит. 7:6–9).

«Кто глуп, обратись сюда!» И скудоумному сказала она…» (Прит. 9:16).

Павел говорил, что Господь всегда даёт способ избежать искушения: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Мудрый внимает предупреждениям. А отвержение мудрости порождает умонастроение, не способное оценить опасности противозаконного удовольствия. Соломон призывал: «Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих. Да не уклоняется сердце твоё на пути её, не блуждай по стезям её…» (Прит. 7:24, 25).

Соломон также описывал, как зачастую жертвы госпожи Глупости, оглядываясь на начало, признают своё неповиновение: «И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твоё будут истощены, и скажешь: «Зачем я ненавидел наставление, и сердце моё пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим» (Прит. 5:11–13).

Последний шаг первого этапа включает в себя переживание пленительных искушений (отмечаемых везде, где активен дух сатаны), которые возбуждают влечение. О грехе сказано, что он обманчив (см. Евр. 3:13), потому что вводит свои жертвы в заблуждение. Он предлагает немедленную награду, как приманку на крючке. Таким образом, нежелание прислушаться к предупреждениям плюс повышенное возбуждение в результате даёт пониженную сопротивляемость. Госпожа Глупость («чужая женщина») льстит и соблазняет, используя всякие вкрадчивые приёмы, направленные на то, чтобы увлечь и завладеть.

«…[мудрость хочет] спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои…» (Прит. 2:16).

«Ибо мёд источают уста чужой женщины, и мягче елея речь её…» (Прит. 5:3).

«Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошёл за нею, как вол идёт на убой и как олень — на выстрел» (Прит. 7:21, 22).

Этап второй: потворство

Итак, сцена подготовлена для совершения запретного поступка, который, в свою очередь, поднимает занавес для второго акта омерзительной драмы. Совершённый грех даёт свою награду — немедленное удовольствие, — чтобы крепче привязать к себе. Госпожа Глупость говорит: «Воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен» (Прит. 9:17).

Всякий раз, когда совершается грех, сопротивление искушению снижается, пока поведение не становится таким привычным, что человек теряет свою власть над выбором. Удовольствие и ненасытность идут рука об руку, и потворство одному только усиливает другое, так что жертву уже не нужно завлекать и соблазнять, потому что её мёртвой хваткой держат собственные чувства — возросший аппетит превратился в страсть, от которой невозможно отделаться. Человек попал в глубокую узкую «пропасть». Его грех теперь — пагубная потребность, которая так срослась с его телом, что даже каким-то образом изменилась его здоровая физико-химическая система («пронзённая стрелой»).

«…доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки и не знает, что они — на погибель её» (Прит. 7:23).

«Глубокая пропасть — уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадёт туда» (Прит. 22:14).

«Потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодец» (Прит. 23:27).

И теперь человек ведёт себя так не только ради получения удовольствия, но также чтобы избежать боли от сопротивления, или абстиненции. Наиболее известный современный пример этого процесса можно видеть в наркоманах (представляющих такую распространённую нравственную язву современности). Но пристрастие к наркотикам — всего лишь один из многих путей, ведущих человека в сети госпожи Глупости. Ведь и Библия учит, что всякий грех, входящий в привычку, порабощает. Иисус решительно заявлял: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха» (Ин. 8:34).

А Павел писал: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху, в орудия неправедности, но представьте себя Богу как ожившие из мёртвых и члены ваши Богу — в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать… Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, тому повинуетесь, — или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, из-за немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию — на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности — на дела святые. …Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш — святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:12–14, 16–23).

Пётр предупреждал о том же: «…тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства… как бессловесные животные, водимые своей природой, рождённые на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают… Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2:10, 12, 18, 19).

Помимо прелюбодеяния, Соломон упоминает о самой распространённой зависимости — алкоголизме: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Прит. 23:35).

Но слова Соломона говорят и о других пагубных пристрастиях, которые часто не считаются таковыми. Например, он пишет о страстном желании, возбуждающем в некоторых хищническое поведение. Ещё он говорит о привычной гневливости человека, а также о ленивце, который хочет заработать на жизнь, но, предавшись лени, проигрывает в борьбе со своим телом.

«Потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения» (Прит. 4:16, 17).

«Гневливый пусть торопит наказание, потому что, если пощадишь его, придётся тебе ещё больше наказывать его» (Прит. 19:19).

«Алчность ленивца убьёт его, потому что руки его отказываются работать» (Прит. 21:25).

Этап третий: вырождение

Последний этап процесса падения в глупость включает в себя совокупные последствия глупости, которые вынуждена терпеть жертва зависимости. Продолжая анализ прелюбодеяния — общей модели глупости, — рассмотрим описание Соломоном кульминации трагедии: «…но последствия от неё [госпожи Глупости] горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги её нисходят к смерти, стопы её достигают преисподней» (Прит. 5:4, 5).

«Чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силой твоей чужие и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твоё будут истощены» (Прит. 5:9–11).

«Побои и позор найдёт он, и бесчестие его не изгладится» (Прит. 6:33).

Глупость, общий термин для обозначения болезней духа, — дегенеративный процесс, который в конечном итоге ведёт к смерти. Говоря о госпоже Глупости, Соломон пишет: «Никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Прит. 2:19).

«Потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею; дом её — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Прит. 7:26, 27).

Описание Соломоном госпожи Глупости — это, по сути, описание процесса, напоминающего мне плотоядное растение, питающееся насекомыми. Оно привлекает их своей яркой окраской и сладким нектаром в области своего устья. Нектар выполняет ещё две другие функции: он имеет анестезирующий эффект, и он смазывает поверхность, делая её скользкой. Цветок также имеет волоски, направленные вниз, к зеву, отчего попасть туда очень легко, а выбраться трудно. Как только соблазнённая жертва оказывается на этой скользкой дорожке, сила гравитации (усиленная её собственными движениями) тянет её вниз, и она, в конце концов, падает в переваривающую жидкость.

На весь процесс мы можем взглянуть ещё как на нисходящую спираль или водоворот. Несведущие и глупые ходят по краю, получая от этого удовольствие, заигрывая с опасностью. Но стоить только ступить за край, как начинается опускание. Всякий раз, когда цикл «похоть-грех-удовольствие» повторяется, они опускаются по спирали всё ниже и ниже в тёмную дыру, теряя контроль над собой. Они заигрывали с глупостью и проиграли. Они отвергли мудрость и сделались глупцами — большими глупцами.

Потакание греху ведёт к развитию зависимости, пристрастия и глупых привычек. Существует огромное множество способов грешить. Более того, существует много предрасполагающих факторов и уникальных обстоятельств, которые могут привести человека к порабощению каким-либо конкретным грехом. Но основная модель одинакова для всех: незнание (и при этом нежелание внять предостережениям) порождает уязвимость к искушению, которое ведёт к греху. Затем удовольствия от греха побуждают к привычному потворству, которое рано или поздно развивается в зависимость, угрожающую здоровью и благополучию человека.

Заключение

Итак, мы видим, что этот процесс, который я называю «водоворотом глупости», является общим знаменателем, лежащим в основе всякого потворства глупости — касается это разума или тела, извращения чего-то естественного и доброго или сотворение неестественного и злого, выражается это в отсутствии интереса или в чрезмерном интересе (даже в стремлении к мудрости и осуществлению праведности, если игнорируются другие важные обязанности). (См. Еккл. 7:16). Касается это того, как мы думаем, рассуждаем, чувствуем, говорим, или как мы реагируем на потребности, желания и порывы своего тела, или как распоряжаемся своей материальной собственностью и как ведём себя с людьми, — в любом аспекте нашей жизни — привычный грех порабощает.

Процесс совершения глупости также объясняет, как я считаю — более ясно, связь между личной ответственностью и болезненными компонентами многих форм психического заболевания. В последние несколько лет некоторые медицинские работники стали замечать угрозу привыкания в случае некоторых достаточно распространённых пороков современности. Уильям Р. Миллер, автор книги «Вызывающие зависимость виды поведения: лечение алкоголизма, наркомании, курения и ожирения», изданной в 1980 г., пишет о растущем осознании «…возможной общности этих, казалось бы, совершенно разных проблем». В 1983 г. Патрик Карнс опубликовал книгу «Сексуальная зависимость», в которой делает следующий вывод: «В первую очередь, зависимость просачивается в самую глубину процессов, происходящих в человеке. Будь то потребность быть «на взводе», быть сексуальным, есть или даже работать, в любом случае процесс чрезмерного увлечения может превратить творческую, животворящую энергию в деструктивную, деморализующую, болезненную зависимость». Хотя грех может породить психическое расстройство, хронический грешник, испытывающий непреодолимое влечение к своему греху, не более невинен, нежели грабитель, застрявший в дымоходе дома, в который он пытался проникнуть с целью ограбления. Безумие Соломон охарактеризовал как крайнюю форму глупости: «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум и познать нечестие глупости, невежества и безумия…» (Еккл. 7:25).

«Начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие» (Еккл. 10:13).

Пожалуй, в этом мире мы никогда не вправе зарекаться от потенциальной возможности впасть в безумие. Подобно микробам внутри и вокруг нашего организма, безумие всегда готово поразить наше здоровье. Соломон сказал: «Притесняя других, мудрый делается глупым…» (Еккл. 7:7).

«…сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим» (Еккл. 9:3).

Современный термин для обозначения хронического безумия — «психоз». А самый распространённый психоз — шизофрения. Возможно, многие случаи шизофрении начинаются с водоворота глупости. Например, люди, чрезмерно увлекающиеся легкомысленными фантазиями, могут приобрести непреодолимую тягу к фантазированию и потерять контроль над своими мыслительными процессами.

Конечно, как и при физическом заболевании, сила влияния того или иного пристрастия на жизнь человека варьируется, завися в первую очередь от природы самого поведения. Одни пристрастия могут быть лишь умеренно раздражающими дурными привычками, в то время как другие могут развиться в губительную зависимость. Кроме того, некоторые могут быть очевидны всем, а другие оставаться скрытыми. Павел так говорит об этом: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут» (1 Тим. 5:24, 25).

Лечение человека от привычной тяги к глупым поступкам мало чем отличается от лечения неразумного поведения у детей: это дух смирения с правильным умственным настроем (покаяние), готовность претерпеть много страданий и развитие хороших привычек. Таковы основные компоненты в Господнем рецепте для духовного здоровья каждого человека. Эта весть пронизывает всю Библию. Однако ключом к исцелению является состояние воли человека. То, какой образ жизни избирает человек, имеет определённое воздействие на здоровье его тела, но ещё более глубокое воздействие он имеет на здоровье души. Мужественные усилия врача (или команды врачей) могут спасти жизнь человека, чей организм находится в критическом состоянии, только если его организм сотрудничает с врачами. Никакие усилия со стороны другого (даже Господа!) не спасут душу человека, если его дух отвергает помощь. Это сущность свободы. Иеремия, например, говорил: «Ибо не навек оставляет Господь, но послал горе — и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач. 3:31–33).

А вот что сказал Иезекииль: «Разве Я хочу смерти беззаконника? — говорит Господь Бог. — Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23).

«Поэтому Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, — говорит Господь Бог. — Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух. И зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, — говорит Господь Бог. — Но обратитесь и живите!» (Иез. 18:30–32).

Господь не может спасти нас без нашего сотрудничества, потому что Он добровольно ограничил Своё всесилие. Он ограничил Себя, поделившись Своей божественностью с нами, дабы нам стать сынами Божьими. Но для того чтобы реализовать этот потенциал, мы должны воспользоваться свободой, которую Он дал нам, чтобы стать подражателями Его святости. Пётр призывает нас: «Поэтому, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в откровении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:13–16).

mail.google.com