«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.» (2Пет.3:13)

Джеймс Пакер

Думающий читатель этого отрывка заметит, что эта надежда решает  проблему вселенского зла. Эта проблема, пожалуй, самая сложная в современном христианском теизме.

Она имеет две стороны: теоретическую и практическую. Теоретическая сторона проблемы заключается в следующем: можем ли мы верить в Творца, который одновременно и благ, и всемогущ, если мы сталкиваемся с огромным количеством зла. Мы встречаем зло в поступках, когда хороший человек поступает плохо; зло в обстоятельствах, когда хороший человек попадает в беду, а плохой благоденствует, и когда становится очень трудно делать добро; зло в личной жизни, когда человек испытывает физические и душевные страдания из-за несчастий, болезней, бедности, жестокости, эксплуатации, разочарований и отчаяния. Таким образом, возникает дилемма: или Бог благ, но не всевластен, или всевластен, но не благ, и тогда присутствие зла понятно. Но человеку кажется невероятным, чтобы в одно и то же время существовали зло и по-настоящему благой и всемогущий Бог. Практическая сторона проблемы состоит в том, как совладать со злом, как преодолеть все то, что каждый день удручает и вас, и меня. Без надежды на новый миропорядок любые попытки решить проблему зла теоретически или практически бессмысленны. Но посмотрите на эту проблему с надеждой на новое устройство мира, и все сразу же станет на свои места.

С теоретической точки зрения, обещание нового неба и новой земли, которое дал Бог, напоминает нам, что Он безоговорочно выполняет обязательство, которое по Своей всевластной благости взял на Себя с самого начала, обязательство упорядочить духовный, нравственный и физический беспорядок, который был порожден грехом. Как сатана смог пасть (ибо с этого все началось) и почему Бог допустил, чтобы все человечество совратилось из-за того, что сатана совратил Адама, остается тайной, но как Бог решает эту проблему — для нас не тайна. Его действия направлены на то, чтобы уничтожить все зло во вселенной. Он спасает великую церковь через Своего Сына Иисуса Христа, чтобы она могла прославлять Его и радоваться Ему в обновленном мире вечно. Он не стоял в стороне от человеческих проблем; воплощение и земная жизнь Сына позволили Богу войти в глубины зла в самых страшных его проявлениях. Победа Христа над одушевленными силами зла на Голгофе (ср. Ин. 12:31; Кол. 2:15) стала божественной победой, гарантирующей полное и славное преображение мира в конце нынешнего небесного царствования Христа (ср. 1 Кор. 15:22-28).

Бог действует по Своему расписанию, а не по нашему; Он знает, что делает (ср. 2 Пет. 3:3-9). Разумно предположить (хотя, конечно, в настоящий момент доказать это невозможно), что то, что сейчас кажется задержкой или даже временным нарушением Божьего плана, потом окажется элементом Божьего замысла, необходимым для того, чтобы трагедию падшего мира обратить в вечности в высшее его благо. Если допустить, что Бог может проявить Свою всевластную благость и извлечь пользу из существующего сегодня зла, хотя и не известно, как Он это сделает, теоретическая проблема зла сразу же исчезнет.

На вопрос, как практически справляться со злом и в конце концов победить его, можно дать краткий ответ. Бог по-разному помогает нам бороться со злом, но самую действенную помощь Он оказывает тогда, когда дает уверенность и твердую надежду на то, что Он хранит нас для радости в Его любви и для общения в славе грядущего нового миропорядка, — это источник безграничной выносливости и неиссякаемой нравственной силы. Кто, как и Павел, верит, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17), тот найдет в себе силу противостоять натиску зла в любых его проявлениях. В Послании к Римлянам 8:35-39 Павел выражает то, что чувствуют все христиане. Этим отрывком мы и закончим изучение данного вопроса.

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Джеймс Пакер — Слова Бога. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. Издатель: Завет Христа, 344 стр., Минск. 2001.