Александр Горный

В 2019 году можно ожидать заметного прогресса в российской интернет-торговле, а на мировом рынке мы, скорее всего, увидим успехи производителей мобильных игр из России.

Инвесторам в инновационные стартапы свойственно менять фаворитов. Согласно исследованию Российской венчурной компании, в 2018 году самыми привлекательными сферами для инвестиций в России были искусственный интеллект, машинное обучение, финтех и фудтех. Годом раньше группа лидеров была та же, но место фудтеха занимал блокчейн. Сильнее всего за прошедший год в рейтинге упали медтех и блокчейн​ — отличная иллюстрация разницы между трендом и хайпом. Реальные изменения в ИТ-индустрии растягиваются на годы и десятилетия, и их позиции в отчетах не меняются от смены чисел на календаре. Мода, напротив, бессмысленна и недолговечна. Чат-боты, технологии дополненной реальности с нейронными сетями, блокчейн — все эти полезные, но крайне нишевые решения последовательно взрывали рынок. В 2017 году к этой сомнительной компании на короткое время присоединилась и телемедицина — на фоне эпопеи с принятием закона, установившего ее правовой статус. В отличие от остальных, когда-нибудь она вернется на высокие места: просто ее время еще не пришло.

Поймать волну

А самым дорогим хайпом были, конечно, ICO, хоть это и не совсем технологии. По статистике ICOdata, в 2018-м они собрали по всему миру ошеломительные $7 млрд. Это не так уж много на фоне классического венчура: там итоги ушедшего года еще не подведены, но выйдет порядка $200 млрд. Но и абсолютное число что-то значит само по себе. Столько денег — и в большинстве случаев в пропасть! К счастью, наваждения всегда рассеиваются. Уходит и эпоха ICO: в ноябре в токены было вложено в семь раз меньше, чем в январе.

В 2019 году мы, скорее всего, увидим новый хайп. Неизвестная нам сейчас технология в мгновение ока станет модной, о ней будут писать все СМИ и блоги. Сотни счастливчиков окажутся первыми на этой волне и соберут сливки, десятки тысяч пойдут по их следам и зря потратят время. Не знаю, стоит ли участвовать в этой гонке, но в нее точно не следует долгосрочно инвестировать: хайпы недолговечны.

Истинный прогресс выглядит совсем иначе. Машинное обучение и роботизация неуклонно меняют мир, это происходит шаг за шагом, во все большем масштабе. Два года назад Amazon представила свой первый магазин без касс и очередей — Amazon Go, открыла точку в Сиэтле только для сотрудников интернет-ретейлера. За следующие 12 месяцев Amazon рассчитывает запустить тысячи магазинов без продавцов. Беспилотные автомобили в 2019 году станут еще ближе к реальному внедрению на дорогах, появится больше автоматики в кол-центрах. «Робот Вера» — это, возможно, не самый технологичный пример, но он отлично иллюстрирует направление движения.

И вот здесь есть куда инвестировать. 90% работников занимаются рутиной, с которой робот справится лучше. Искусственный интеллект принципиально способен и проверить задание по алгебре, и перенести ящики из грузовика на склад, и даже записать жалобы больного, как это уже делает suki.ai. Любая массовая профессия — это вызов и несколько будущих компаний-единорогов, которые заменят в ней людей на автомат.

Мы никуда не уйдем от интернетизации стандартных услуг. Сегодня люди знают, что можно в несколько кликов заказать такси, еду или уборку, арендовать автомобиль с помощью мобильного телефона. Эти услуги станут еще доступнее и популярнее, а инвесторы вложат в индустрию очередные миллиарды долларов, из них десятки миллионов — в нашей стране.

Суперхиты из России

В 2019 году в России начнутся заметные перемены в интернет-торговле. Активному росту рынка электронной коммерции будут способствовать и растущие инвестиции, и готовность российских интернет-пользователей совершать онлайн-покупки. Morgan Stanley называет конкретные даты и числа и, скорее всего, в них ошибется, но общий тренд очевиден: рынок консолидируется, русский «Амазон» приближается. Да, об этом можно было услышать и 20 лет назад, но теперь это правда. Один из претендентов на эту роль — AliExpress Russia, совместное предприятие Alibaba Group, «МегаФона», Mail.Ru Group и РФПИ. Два других — текущие лидеры внутреннего e-commerce: Wildberries и Ozon. По оценкам Data Insight, они растут в четыре раза быстрее рынка. Нельзя забывать и об альянсе «Яндекса» и Сбербанка.

Если говорить об экспортной выручке, то проще всего нашему ИТ в мобильных играх. Рынок большой и продолжает расти, консолидация ему не грозит, географических барьеров почти нет, американские хиты можно делать из Москвы не хуже, чем из Сан-Франциско. В 2018 году Hustle Castle российской студии Nord показала отличные результаты: количество зарегистрированных пользователей в этом проекте превысило отметку 30 млн. В 2019 году российские разработчики обязательно сделают новые суперхиты.

Надежный способ точно предсказать ИТ-тренды будущего года — сказать, что ничего не изменится, а текущие сферы, за которыми все активно следят, продолжат свое развитие. Уверен, что и в преддверии 2020-го можно будет писать и об искусственном интеллекте с роботизацией, и о стандартизации услуг, и о мобильных играх, и даже о приближении русского Amazon. В противоположность известному афоризму о динамике русской истории за год в Рунете не меняется ничего, за пять лет — всё.

Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group, автор блога «Стартап дня»

Подробнее на РБК:

rbc.ru