Семейный очаг, каким его видит Бог.

Бог Есть

(Ефесянам 5:21—6:4)

Несколько лет назад меня попросили принять участие в проведении цикла лекций на тему “Зрелость семейных взаимоотношений”. Я оценил по достоинству выбор темы. Мне понравилась идея зрелости: мы все должны “возрастать в Того, Который есть глава Христос” (Еф. 4:15). Я подумал, что привлечение внимания к взаимоотношениям — это тоже хорошо: мы не можем жить в одиночестве (Быт. 2:18), и нам нужно учиться ладить с другими людьми. Я был доволен и темой семьи: ничто не является для меня более ценным, чем домашний очаг вообще и моя собственная семья в частности.

И все же я должен признать, что эта тема показалась мне ошеломляюще трудной: как я могу проповедовать о зрелости семейных отношений? Если бы я был далеко от дома, то, возможно, и стал бы проповедовать о “Зрелости семейных взаимоотношений — как я этого достиг”. Однако среди слушателей могли быть мои знакомые, и я понимал, что сухим из воды мне выйти не удастся!

Откровенно говоря, я зашел в тупик — пока не вспомнил последнюю часть 5-й главы Послания к ефесянам, где Павел сравнивает взаимоотношения мужа и жены со взаимоотношениями Христа и Его церкви. Имя Иисуса — синоним зрелости. Я подумал, что на примере взаимоотношений Христа с Его духовным телом, церковью, мы можем получить основное представление о том, что такое зрелые взаимоотношения. Так последняя часть Еф. 5 и первая часть Еф. 6 стали моим текстом для лекции — урока, который доставил удовольствие мне и, по-моему, был хорошо воспринят аудиторией.

Размышляя о том, как начать эту особенно важную тему, я опять мысленно вернулся к Еф. 5. Какие стихи могут лучше всего подойти для вводного урока по теме брака и семьи? Поскольку во вступлении я хочу высказать замечания как для родителей, так и для детей, то давайте начнем с Еф. 5:21 и прочтем по 6:4 включительно: «Повину[йтесь] друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. “Почитай отца твоего и мать», это — первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Пусть у нас нет возможности остановиться на всех глубоких истинах, заключенных в этом отрывке — по ходу обсуждения темы “Семейный очаг, каким его видит Бог” мы можем затронуть хотя бы некоторые из них. Каковы характерные черты семейного очага с точки зрения Бога?

Самоотверженность (5:21)

Вас, возможно, удивило, что наш текст начался со стиха 21, а не 22. Мы (особенно мужья) любим начинать со стиха 22: “Жены, повинуйтесь своим мужьям”. Однако предпосылка для взаимоотношений, о которых сказано в последующих стихах, находится в стихе 21: “Повинуясь друг другу в страхе Божием”. Каждый из нас должен больше заботиться о других членах своей семьи, чем о самих себе.

Если вы все же полагаете, что можно было бы обойтись без стиха 21, примите во внимание следующее: на языке оригинала в стихе 22 нет глагола — его надо брать из стиха 21. Все то, что подразумевается под словом “повинуйтесь» в стихе 22, вначале предписывается всем христианам (включая мужей) в стихе 21.

Принцип взаимного повиновения проповедуется во всем Новом Завете:

«…любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).
«Носите бремена друг друга» (Гал. 6:2).
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:3, 4).
«…в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10).
Иисус, совершенный пример для нас, “не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…” (Мф. 20:28).
В нашем тексте слово «любить» встречается шесть раз, и в каждом случае это одна из форм слова агапе. Эта любовь, как о ней говорится в 1 Кор. 13:5, “не ищет своего».

Чтобы иметь правильный взгляд на те взаимоотношения, о которых говорится в нашем тексте, мы должны постоянно помнить о принципе взаимного повиновения: повиновение жены своему мужу — это добровольное решение помогать ему быть тем, кем он должен быть. Главенство мужа над своей женой всегда регулируется желанием видеть ее счастливой. Дж. Шеперд так комментирует последнюю часть Еф. 5: “[Между мужем и женой] должны быть такие взаимные любовь и доверие, что известное желание мужа должно быть законом для жены, а известное желание жены — всегда учитываться мужем”.

Почтение (5:21)

Если мы хотим, чтобы взаимоотношения в семье были такими, какими им следует быть, то они должны быть христианскими; это прежде всего. Стих 21 велит нам “повиноваться друг другу в страхе Божием [Христовом; Славянское Евангельское Общество]”. Это благочестивый страх, глубочайшее уважение, или почтение.

Любая семья будет такой, какой она должна быть, только в том случае, если все в ней чтут Господа. Говоря житейским языком, это значит, что каждый член семьи должен быть христианином — настоящим, верным, преданным христианином. Как прекрасно, когда муж и жена могут искренне сказать, что являются сонаследниками благодати жизни! (См. 1 Пет. 3:7).

Брак, домашний очаг и семья — это все части Божьего плана, и Бог говорит нам, как этот план должен работать. Чарльз Сперджен пишет: “Когда наш дом управляется в соответствии с Божьим словом, то можно приглашать ангелов, и они будут чувствовать себя у нас, как в родной стихии”. А что если дом не управляется согласно с Божьим словом? Поэт Уильям Каупер назвал домашний очаг «единственным райским блаженством, которое пережило грехопадение». К сожалению, некоторые семьи сегодня больше похожи на аванпосты ада, чем на предвкушение небес.

Как мы уже сказали, для того, чтобы взаимоотношения в семье были такими, какими им следует быть, они должны быть христианскими. Так как во многих семьях не все члены семьи христиане, то позвольте мне дать три коротких наставления. (1) Если вы христианин в семье, где некоторые члены не христиане, то поступайте по-христиански — не потому, что другие являются чадами Божьими (ибо это не так), а потому, что вы сами чадо Божье. (2) Если вы не христианин, не откладывайте решения стать им до завтра. (3) Если вы еще не вступили в брак, примите решение создать семью только с христианином.

Ответственность (5:22-24; 6:1-4)

Наш текст в общих чертах содержит определенные, данные Богом обязанности каждого члена христианской семьи. Позвольте мне вкратце перечислить их.

В Еф. 5:23, 24 ясно сказано, что “Христос — глава Церкви” и что церковь должна Ему повиноваться. Ему была дана “всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). В семье муж, жена и дети должны повиноваться Ему.

Текст так же ясно говорит о том, что муж главенствует над женой: “Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем” (5:23, 24).

В этом отрывке также сказано, что дети в семье должны слушаться своих родителей: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (6:1).

Для того, чтобы домашний очаг был таким, каким его видит Бог, каждый член семьи должен быть готов признать свои данные ему Богом обязанности. Нижеследующее шутливое четверостишие передает важную истину о семье:

«Несчастна та семья, где все наоборот:
Петух молчит, а курица весь день поет;
Как неестественно, когда мужья покорны,
А жены ими верховодят своевольно».

Сегодня мы могли бы откорректировать, так сказать, осовременить этот стишок, включив в него строки о такой неестественной ситуации в семьях, когда всем в доме заправляют дети.

Главное слово для главы семьи — «ответственность». Главенство — это не привилегия, а ответственность. Мужчина несет серьезную ответственность за руководство своим домом как в материальном, так и в духовном отношении (см. 6:4).

Обязанности, о которых сказано в нашем тексте, не имеют ничего общего с неполноценностью и превосходством. Если бы полицейский остановил меня за превышение скорости, то это не было бы проявлением превосходства с его стороны, а я бы не ощущал свою неполноценность перед ним; в данной ситуации он имел бы высшую власть надо мной (Рим. 13:1). Та власть, о которой говорит Библия, не имеет ничего общего с превосходством или неполноценностью и напрямую связана с Божьим планом. Библия никогда не говорит о женщинах, как о неполноценных членах общества. Посмотрите на «добродетельную жену” в Прит. 31. Она была знающей женщиной! Она многому могла бы поучить среднестатистического чиновника в вопросах организации, производства, эффективности и человеческих взаимоотношений!

В семье, где все члены выполняют свои данные им Богом обязанности, полный порядок. Это не решит автоматически всех домашних проблем, но будет значительно способствовать этому.

Конечно, не избежать вопросов типа: «А что если одни члены семьи готовы исполнять свои отведенные им Богом обязанности, а другие — нет?”; “Как я могу выполнять свою роль, когда он (или она) не выполняет своей?» Павел ответил на эти вопросы. Обратите внимание на мотив христианского поведения, подчеркнутый в 5:22: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Тот же самый акцент слышен и в 6:1, где речь идет об отношении детей и родителей: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Похожие слова из Кол. 3:23 развивают эту мысль: “И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков».

Павел приводит прекрасный пример семьи, говоря о любви Христа к церкви. Во всем ли церковь такая, какой она должна быть? Нет. Разве говорит Христос при этом: “Так как церковь не всегда подчиняется Мне — прямо скажем, иногда она Мне просто неверна — то Я не буду больше руководить ею с любовью»? Или: «Я не буду любить церковь и ничего не сделаю для того, чтобы благословить ее»? Конечно же, нет.

Ваша семья никогда не станет такой, какой она должна быть, если только все в ней не будут исполнять свои обязанности. Но в любом случае вы-то сами должны принять решение быть такими, какими вас хочет видеть Бог.

Любовь (5:25, 28, 29, 33)

Чтобы по достоинству оценить стих 25 и следующие за ним стихи, мы должны в какой-то степени понимать тот мир, в котором жил Павел. Иудеи высоко чтили жену, брак и семью, но лишь теоретически; на практике же все выглядело совсем иначе. В своей утренней молитве иудей обычно благодарил Бога за то, что Он не создал его “язычником, рабом или женщиной”. Развод среди иудеев был до смешного прост; чтобы выставить жену из дома, достаточно было самого незначительного повода.

Греческий мир был еще хуже. Проституция была неотъемлемой частью жизни греков. Демосфен писал: “У нас есть куртизанки для удовольствия; у нас есть любовницы для сожительства; у нас есть жены для того, чтобы иметь законных детей и верного стража нашего домашнего хозяйства».

Но римскому обществу в этом смысле не было равных. Ко времени, в какое жил Павел, семейные устои римлян полностью разрушились. Один римский автор рассказывает о женщине, которая за пять лет поменяла восемь мужей. А раннехристианский историк пишет о женщине, последний муж которой был двадцать третьим по счету, а сама она при этом стала его двадцать первой женой.

В то время женщины и дети фактически не имели никаких прав. За них все решал муж, глава семьи.

И вот в такой ситуации Павел пишет: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (ст. 25). Могу представить, как удивленный читатель в дни Павла спрашивает: “Вы, что, хотите сказать, что муж тоже имеет какие-то обязанности перед своей женой?” “Совершенно верно, — ответил бы Павел, — и первая из них — любить свою жену”. Апостол не хочет, чтобы мы проглядели эту истину, и поэтому повторяет ее в нашем тексте три раза:

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (ст. 25).
«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела» (ст. 28).
«Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (ст. 33).

Как должен муж любить свою жену? “Как и Христос возлюбил Церковь». Какой любовью Христос любил (и любит) церковь? Унижающей, мстительной, эгоистичной? «Любовью», упивающейся сочинением правил, призванных доказать, что “Он тут начальник»? Нет! Его любовь самоотверженна; именно эта великая любовь позволила Ему “предать Себя” за церковь.

В стихах 28 и 29 Павел добавляет: “Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». На самом деле Иисус любил церковь больше, чем Свое тело — ведь Он отдал его на распятие, чтобы приобрести церковь!

Иоанн Златоуст, раннехристианский писатель, так прокомментировал стихи, которые мы изучаем: «Ты увидел меру покорности? Услышь также о мере любви. Хотел бы ты, чтобы твоя жена повиновалась тебе, как церковь Христу? Сам возлюби ее так, как Христос церковь. И если потребуется от тебя отдать свою жизнь за нее, отдать тело свое, чтобы разрезали его на тысячу кусков, или претерпеть любые испытания, не отказывайся. … Он покорил церковь Своей великой любовью, а не угрозами, не страхом, ничем подобным; так и ты поступай со своей женой».

Мало кому из жен будет трудно повиноваться мужу, который вот так любит ее!

Разумеется, такая любовь должна характеризовать все взаимоотношения в семье: жены должны так любить своих мужей; родители должны так любить своих детей; дети должны так любить своих родителей. Павел писал Титу, что молодых жен нужно учить «любить мужей, любить детей” (Тит. 2:4). Любовь — это основа семейного очага.

Святость (5:25-27)

Стихи с 25 по 27 говорят нам о цели, какую преследует Христос, с такой любовью относясь к Своей духовной невесте: «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна».

Обратите внимание на слова “не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного». Иисус Сам свят, чист и верен церкви. Он хочет Себе чистую, святую и верную невесту.

Сегодня нам со всех сторон твердят: “Супружеская неверность вовсе не вредит браку; в сущности, в некоторых случаях она даже может укрепить его». Это дьявольская ложь. Только те брачные отношения могут расти и достигать зрелости, в которых два человека дали обязательство преданности друг другу на всю жизнь — в которых партнеры по браку не имеют никого другого на стороне и оба знают наверняка, что это так.

Автор Послания к евреям выразил эту мысль куда яснее: “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).

Рост (5:26, 27)

Давайте немного разовьем идею стихов 26 и 27: Христос Своей любовью делает нас святыми и чистыми, но мы еще не приобрели этих качеств. Поэтому можно сказать, что Иисус Своей любовью помогает нам стать такими, какими мы должны быть. Чтобы стать такими, какими нам следует быть, требуется время; необходим рост.

Какое отношение имеет этот принцип к браку и семье? Слишком многие из нас вступают в брак и как бы ставят галочку, что “дело сделано». Мы как положено прошли через период ухаживания; мы потратили время и деньги на то, чтобы увлечь и завоевать свою будущую супругу; теперь (как нам кажется) мы можем забыть о нашем браке и сосредоточиться на достижении успеха в жизни. Мы заводим одного, двоих, троих и больше детей, а затем полагаем, что, пока мы водим их с собой на библейские занятия и на богослужения, наша миссия выполнена.

Мы должны понять, что взаимоотношения должны расти. А совершенствование взаимоотношений требует времени. Создание семейного очага таким, каким он должен быть, требует усилий. Каждый член семьи не должен уклоняться ни от каких возникающих проблем, а с Божьей помощью решать их.

Постоянство (5:31; 6:3)

Стих 31 для нас не нов; первоначально он встречается в Быт. 2:24 и цитируется Иисусом в Мф. 19:5: “Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью» (см. также Mк. 10:7, 8). Много великих истин выражено в этой цитате, но мы выделим лишь одну — постоянство брака.

Проблемы неизбежны в любых взаимоотношениях, но это не означает, что ты, как муж, должен поступать “вероломно» с “женою юности твоей”, давая ей отставку (Мал. 2:14). Также и вы, жены, не должны поступать подобным образом со своими мужьями. Бог по-прежнему ненавидит развод (Мал. 2:16). Иисус сказал: “Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

Большинство детей рано или поздно покидает дом (Мф. 19:5), но, если брак их родителей сохраняется, у них всегда есть корни; у них всегда есть место, куда они могут вернуться. Истина из Еф. 6:3, таким образом, приобретает для них дополнительное значение: возвращаясь в любящую семью, они обретают уверенность, что у них действительно все хорошо.

Уважение (5:21, 28, 33; 6:2, 4)

Изучаемый нами отрывок начинается с понятия уважения (“в страхе Божием”) и завершается повелением уважать (“а жена да боится [должна уважать; Современный Перевод] своего мужа»). Слова “страх” в 5:21 и “боится” в 5:33 произошли от одного и того же слова в греческом языке, означающего “глубокое и искреннее уважение, почтение».

В Еф. 5:21—6:4 говорится об уважении применительно к трем конкретным моментам во взаимоотношениях. Все должны уважать Господа (иметь “страх Божий”; 5:21), жены должны уважать (“бояться”) своих мужей (5:33), дети должны уважать (“почитать») своих родителей (6:2). Уважение является наиважнейшим условием во всех семейных взаимоотношениях: муж должен «любить свою жену, как самого себя” (5:33), что подразумевает уважение к жене. Отцам сказано: «Не раздражайте детей ваших” (6:4), что подразумевает уважение к детям.

Как христиане, мы имеем все основания уважать других членов нашей семьи: мы должны уважать друг друга, потому что мы все люди. Мы должны уважать друг друга, так как мы члены одной семьи. Если все мы христиане, то мы должны уважать друг друга как братья и сестры во Христе. Моя младшая дочь стала христианкой в очень юном возрасте — в девять лет. Когда она, мокрая и дрожащая, вышла из вод крещения, я обнял ее, и между нами возникли новые взаимоотношения. Между нами уже существовали отношения отца и дочери в семье, а теперь к ним прибавились еще и отношения брата и сестры в Господней семье.

Быть частью семьи, в которой проявляется взаимное уважение ее членов, просто замечательно: мужья не смотрят свысока на своих жен, жены не смеются над некомпетентностью своих мужей, родители не обращаются со своими детьми, как с дураками, а дети вежливы и уважительны к любящим родителям.

Заключение

Какая семья угодна Богу? Та, где царит самоотверженность, почтение, ответственность, любовь, святость, рост, постоянство и уважение. Если мы хотим, чтобы у нас был такой дом, то каждый из нас должен делать все, что в наших силах; каждый из нас должен быть таким, какими нам следует быть.

Однажды после проповеди на подобную тему ко мне подошла женщина и сказала: “Кто-нибудь записывал сегодняшнюю проповедь на магнитофон? Я хочу иметь копию для моего мужа! Пусть послушает!” Этот урок может быть или не быть полезным для ваших домашних, но прежде всего он призван помочь вам. Спросите себя: “Что я могу сделать для того, чтобы мой дом стал лучше? Как я могу улучшить взаимоотношения в моей семье?”

Если вы не христианин, то вашим первым шагом должен стать шаг к тому, чтобы стать Божьим чадом (Mк. 16:16; Деян. 2:38). Если вы неверный христианин, то вашим первым шагом должно быть возвращение к Господу и Его церкви (Деян. 8:22; Иак. 5:16). Если вам нужно повиноваться Ему, то сейчас как раз время это сделать.

mail.google.com