Джеймс Пакер

Библия — это законченное откровение Бога о совершенном Им искуплении. Но само Писание свидетельствует, что Бог открывает Себя не только на страницах Библии (хотя и не для того, чтобы явить путь спасения).

Общее и особое откровение.

Записанное откровение было дано конкретным образом конкретному человеку. Другое же откровение дается каждому человеку, пока он живет в мире Бога. Оно дается через все, что сотворено Богом. Псалом 18:2-4 подтверждает, что небеса, просто потому что они небеса, возвещают славу Создателя, «речь» их безошибочна и слышна во всех концах земли. Павел же объясняет это в общих чертах так: сотворенное Богом дает знание о Его вечной силе и божестве, то есть открывает, что Он — всемогущий Бог, которому нужно поклоняться, и поэтому людям нет оправдания, когда они не признают Его божественность (Рим. 1:20). Именно поэтому Павел предъявляет обвинение языческому миру в Послании к Римлянам 1:18-2:16.

Опять-таки, это откровение Бог дает в Своем провидении. Тем самым Он предоставляет нам множество доказательств Своей благости. В Деяниях 14:16-17 Павел заявляет, что, хотя Бог и позволил отступившим языческим народам «ходить своими путями», Он «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (ср. Мтф. 5:45; Пс. 144:9). Так Бог являет людям Свою милость, показывая, как они должны быть благодарны Ему.

Это откровение также передается через совесть, которая, как рупор Божьей воли, ставит в известность каждого человека, как минимум, о требованиях Его закона (Рим. 2:14) и уверяет даже самых жесткосердных в том, что их ожидает суд и осуждение (Рим. 1:32).

Это откровение дается через обычную жизнь сотворенного мира и поэтому называется «естественным». Оно противопоставляется «сверхъестественному» откровению, которое Бог дал посредством особых изречений об искуплении. Первый вид откровения дается всем людям, и поэтому называется «общим», особое же откровение записано в Библии, и его могут получить только те, кто слышит или читает Слово Божье. Понятно, что множество людей особого откровения не имеет.

Чем же отличаются общее откровение от особого?

Главным образом, вот чем: общее откровение не несет вести об искуплении. Его было бы достаточно только для несогрешившего. Грешники через него знают не больше, чем знал Адам до падения. Оно ни слова не говорит о том, что Бог, беспощадный ко греху, может быть милостивым к тем, кто нарушает Его закон. Общее откровение убеждает, что за преступлением последует осуждение, но оно не дает никакой надежды на прощение. Оно проповедует закон, а не Евангелие.

Только особое откровение, данное после грехопадения, говорит об искуплении через Христа и поэтому может удовлетворить нужду грешников. Общее откровение осуждает, если его отвергнуть или пренебречь им, но оно не показывает, как осужденные могут избавиться от осуждения. Если падший человек примет свидетельство общего откровения и серьезно воспримет его, оно повергнет его в отчаяние. Однако такого не случается. Люди «подавляют истину» (Рим. 1:18), они отвергают или извращают общее откровение так, что его свет превращается лишь в отдельные проблески. Их знание о Творце приобретает вид осознанного пренебрежения Им. Это хорошо объясняет Павел в своем послании (Рим. 1:19-32; ср. Деян. 17:22-28).

Все это подводит нас к следующей мысли.

Объективное и субъективное откровение

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). «Бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого…» (2 Кор. 4:4). Бог открывает Свои тайны и секреты перед глазами падшего человека, но этого оказывается недостаточно, потому что человек слеп. Иудеи, говорит Павел, не могут понять Ветхий Завет (объективное откровение Божье), так как «покрывало лежит на сердце их» (2 Кор. 3:15). То же самое происходит тогда, когда с Божьими истинами встречается любой потомок Адама.

Человек в грехе не способен правильно воспринять ни общее, ни особое откровение, потому что почти полностью утратил способность ориентироваться в духовном мире. Бог должен снять покрывало с наших сердец, вернуть нам духовное зрение, чтобы мы могли принять и откликнуться на откровение, объективно данное. Об этом Павел говорит во Втором Послании к Коринфянам: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Тогда объективное откровение превращается в субъективное. Павел описывает, как это происходит, на своем примере: «Благоволил открыть во мне Сына Своего» (Гал. 1:15-16). Сочетание «во мне» означает, что Бог осветил сердце Павла изнутри. Это же подтверждает и Христос, когда говорит Петру, что это Отец открыл ему, что Иисус есть Христос, Сын Божий (Мтф. 16:17).

Если человек хочет прийти к познанию Бога, объективное Божье откровение должно быть дополнено просвещением сердца. Необходимо снять два покрывала: сначала то, что скрывает от нас Божий разум, а потом то, что лежит на нашем сердце. Бог по милости Своей убирает их оба. И поэтому наше познание Бога от начала и до конца — дар благодати.

Джеймс Пакер — Слова Бога. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. Издатель: Завет Христа 344 стр., Минск. 2001.