Непознанная и непринятая личность Святого Духа.

Мартин Ллойд-Джонс

Личность Духа — очень важная и существенная тема. Личность Святого Духа находится в забвении не только у тех, кого мы называем либералами или модернистами (это им было свойственно всегда), но зачастую данные обвинения можно предъявить и нам. Мне приходилось слышать от самых ортодоксальных верующих, что Дух Святой — это некая сила или влияние, и в некоторых гимнах также допускается аналогичная ошибка. В вопросе о Святом Духе есть определенные неясности, и я уверен, что многие из нас испытывают большие трудности в понимании третьей Личности благословенной Троицы, чем Личностей Отца и Сына. Почему так происходит? Почему появилась тенденция рассматривать Дух Святой как некую силу, или влияние, или эманацию?

На этот вопрос существует множество ответов. Мы должны остановиться на них, хотя и не со всеми ими можно согласиться. Первый из них заключается в том,   что работа Духа Святого кажется безличной, потому что она осуществляется как бы мистическим или тайным образом. Дух производит благодать и плоды, дает нам дары и различные способности, вследствие чего мы склонны думать о Нем, как о некоем влиянии. Без сомнения, в этом ответе содержится большая доля истины.

Кроме того, само имя и титул наталкивают на эту идею. Какое значение имеет слово Дух? Оно означает дуновение, или порыв ветра, или какую-то силу — понятия весьма сходные, поэтому, на мой взгляд, если мы не бодрствуем, то неизбежно приходим к мысли, что Дух Святой является определенной силой, а не Личностью.

Далее, в-третьих, сама символика, используемая при описании Духа Святого, подталкивает нас к такому мнению. Дух сошел на нашего Господа в виде голубя во время крещения Его Иоанном в Иордане (Матф. 3:16). Для описания Личности  Бога Духа и  Его служения используются также такие символы, как елей, вода и огонь. В частности, пророк Иоиль предсказывал об излиянии Духа, и это  пророчество повторил Петр в своей проповеди в Иерусалиме при наступлении дня Пятидесятницы (Д. Ап. 2:17). Эти слова ассоциируются в нашем сознании с водой, жидкостью, но не с личностью. Итак, если мы не будем бодрствовать и помнить, что имеем дело с символами, то придем к ошибочному выводу, что Дух Святой не является Личностью.

Следующая причина затруднений в понимании Личности Святого Духа заключается в том, что очень часто во вступительных приветствиях различных новозаветных посланий упоминаются только Отец и Сын. Наш Господь в Своей первосвященнической молитве говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Он не делает никакого упоминания о Святом Духе. Апостол Иоанн делает подобное утверждение в своем первом послании: «…наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Иоан. 1:3). Здесь также нет упоминания о Духе.

Далее, слово Дух в греческом языке имеет средний род, что также способствует тому, что Дух Святой и Его работа воспринимаются как нечто безличное. Вследствие этого в некоторых английских переводах Библии вместо местоимения «Он» (Дух Святой) используется местоимение среднего рода.

Таковы, на мой взгляд, основные причины, почему людям трудно согласиться с тем, что Святой Дух является Личностью. Некоторые люди (в том числе и теологи) ссылаются на то, что само Писание говорит: «Дух Христов». Следовательно, — утверждают они, — Святой Дух не является отдельной Личностью, Он — Дух Христа, Дух Сына или Дух Отца.

Что же сказать на это? Каким будет библейский ответ на эти столь часто приводимые доводы? Прежде всего необходимо отметить, что в Библии по отношению к Святому Духу в большинстве случаев используется личное местоимение «Он» (В греческом языке слово «дух» является существительным среднего рода. — Прим. ред.). Возьмите, например, Иоан. 16:7, 8 и 13-15, где это делается двенадцать раз. Просто поразительно! Иисус говорит: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» (ст. 13). Это очень интересная тема, и мы видим, как важно понимать, что в Писании даже такие малые слова, как местоимения, богодухновенны! Это первый аргумент, и те, кто не верят в Личность Святого Духа, должны объяснить, почему в Библии в указанных случаях используется местоимение мужского рода.

Второй ответ тем, кто отрицает Личность Святого Духа, заключается в том, что Дух приравнивается к Отцу и Сыну и, таким образом, является Личностью.

И здесь мы имеем два важнейших доказательства. Первое — это формула крещения: «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19). В данном случае Дух находится в таких отношениях с Отцом и Сыном, которые ясно предполагают, что Он — Личность. Кстати, обратите внимание на то, что здесь не сказано «крестя их в имена», но «во имя». Это указывает на единство трех Лиц Божества: одно имя, один Бог, но при этом Отец, Сын и Дух Святой — Трое в Одном. Итак, если вы не верите в Личность Святого Духа и думаете, что Он — лишь сила или дуновение, то вы должны говорить: «…крестя их во имя Отца и Сына и дуновения (или силы)», и сразу же становится очевидной абсурдность этого выражения. Второе доказательство представляет 2 Кор. 13:13, где приводится апостольское благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами…». Итак, ясно, что Дух Святой является Личностью, равной Личностям Отца и Сына.

Третье доказательство заключается в том, что Дух удивительным образом соотносится с нами, христианами, показывая, что Он является Личностью. В Д. Ап. 15:28 мы читаем: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого». Речь идет о решении, принятом членами первоапостольской церкви, и если они — личности, то и Дух Святой также является ею. Невозможно сказать: «Ибо угодно силе и нам», потому что в таком случае сила действовала бы внутри нас, но здесь действует Некто вне нас — «угодно Ему и нам».

Четвертое доказательство того, что Дух Святой является Личностью, состоит в том, что Ему в Писании приписываются свойства личности. К примеру, сказано, что Он имеет знания. Павел пишет: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).

Далее очень важно отметить, что Дух Святой имеет Свою волю. Прочитайте внимательно 1 Кор. 12, где Павел говорит о духовных дарах и их разнообразии: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (ст. 11). Это очень важное утверждение, проливающее свет на вопрос духовного исцеления, волнующий многих людей. Они спрашивают: «Почему мы в церкви не имеем дара исцеления? Почему его нет у каждого христианина?», на что мы должны ответить очень просто: на дар не могут претендовать все христиане. Только Дух дает и распределяет дары, согласно Своей воле. Он есть Владыка Господь, и Он Сам решает, кому, где, когда, как и сколько дать даров.

Следующее доказательство заключается в том, что Дух Святой имеет разум. В Рим. 8:27 мы читаем такие слова, касающиеся молитвы: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа…». Он обладает способностью любить: «Плод же Духа: любовь…» (Гал. 5:22), и в Его служение входит изливать любовь Божию в наши сердца (Рим. 5:5). Далее, мы знаем, что Его можно оскорбить, и Еф. 4:30 увещевает нас «не оскорблять» Святого Духа. Доктрина о Нем, особенно тот ее аспект, который подчеркивает, что Дух Святой является Личностью, имеет огромное значение. Ее практическое значение заключается в том, что тело христианина есть храм Святого Духа, и куда бы он ни пошел, что бы ни делал, Святой Дух будет в нем пребывать.

Я не знаю ничего иного, что так бы способствовало освящению и стремлению к святости, как осознание этого факта. Если бы мы действительно уразумели, что всегда и во всем, во всех наших делах участвует Святой Дух! Помните предостережение апостола Павла против блудодеяния. Он пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы..?» (1 Кор. 6:19). По этой причине блуд считается недопустимым грехом для христианина. Бог пребывает в нас Духом Святым, и это не влияние, не сила, а Личность, Которую можно оскорбить.

Мы исследуем все эти детали не из-за академического интереса и не потому, что у меня, скажем, теологический тип мышления. Нет, я вникаю в это как человек, который пытается жить по-христиански, как призванный Богом пастор душ, осознающий ответственность за эти души. Не дай Бог, чтобы кто-либо подумал, что этот материал является чисто теоретическим. Нет, это очень живая и практическая доктрина.

Что бы вы ни делали, где бы вы ни находились, если вы христианин, в вас пребывает Святой Дух; и если вы действительно хотите наслаждаться благословениями спасения, вы должны всегда помнить, что ваше тело является Его храмом.

Мартин Ллойд-Джонс, «Бог Дух Святой», Издательство: Библос, Москва, 2001, 256 стр.