Божье провидение.

Луис Беркхоф

Христианство выступает против как пантеистического смешивания Бога и мира, так и деистического отделения Бога от мира. Это отчетливо проявляется в доктрине о божественном провидении. Слово «провидение» не найдено в Писании, но доктрина провидения тем не менее является составной и немаловажной частью Библии. Она касается тех действий, которые предпринимает Бог для реализации Своего замысла, и заботы, которую Он проявляет о Своих созданиях.

А. Что такое провидение.

Божественное провидение есть такая деятельность Бога, с помощью которой Он оберегает все Свои создания, принимает участие во всем, что происходит в мире, направляет все сущее по предначертанному Им пути. Из этого определения следует, что существуют три элемента божественного провидения, а именно попечение, соучастие, или сотрудничество, и руководство (водительство). Попечение относится ко всем созданиям Божиим, соучастие касается любой деятельности творения, а руководство относится ко всему сущему по воле Божией.

Неправильные толкования природы провидения.

Рассматривая отношения Бога с миром, мы всегда должны выступать против двух ошибочных подходов:

Деистическая концепция. Согласно деистической концепции, попечение Бога о мире носит очень общий характер. Бог сотворил мир, создал законы, им управляющие, а затем отдалился от него. В Своем отдалении Он наблюдает, как мир развивается по установленным Им законам, и вмешивается лишь тогда, когда что-либо происходит неправильно.

Таким образом, в этой концепции мир уподобляется автоматической системе, запущенной Богом, а не кораблю, которым Он управляет изо дня в день.

Пантеистическая концепция. Пантеизм не признает различия между Богом и миром. Он их идентифицирует, и поэтому в пантеизме, по существу, нет места для провидения. Все происходящее в природе является самооткровением Бога. Так называемые законы природы являются проявлением непосредственной деятельности Бога. Бог, согласно пантеистической концепции, является автором всего, что происходит в мире. Даже действия, которые мы приписываем человеку, на самом деле являются действиями Бога. В пантеизме человек не является свободной моральной сущностью и не несет ответственности за свои действия.

Объекты божественного провидения.

Принято различать общее и специальное провидение; первое обозначает контроль Бога за вселенной в целом, а второе — Его заботу о любой мельчайшей ее составляющей. Некоторые даже говорят о специальном провидении относительно детей Божиих. В Писании очень четко говорится о провиденческом контроле (а) над вселенной в целом (Пс. 102:19; Ефес. 1:11); (б) над физическим миром (Пс. 103:14; Матф. 5:45); (в) над животным миром (Пс. 7103:21,28; Матф. 6:26); (г) над отдельными народами (Иов. 12:23; Деян. 17:6); (д) над рождением человека и всей его жизнью (Пс. 138:16; Гал. 1:15,16); (е) над всеми вещами, которые кажутся случайными или незначительными (Прит. 16:33; Матф. 10:30); (ж) в деле защиты слабых (Пс. 4:9; 120:3; Рим. 8:28); (з) в поддержке людей Божиих (Втор. 8:3; Филип. 4:19); (и) в ответе на молитву (Пс. 64:3; Матф. 7:7); (к) в разоблачении и наказании низких и подлых (Пс. 7:13,14; 10:6).

Тем не менее существуют различные мнения о провиденческом контроле. Те, кто считают, что природа контролируется жесткой системой законов, которые сковывают даже Бога, обычно отрицают все специальные провидения. Они не верят, что Бог может творить чудеса и отвечать на молитвы. Другие же придерживаются мнения, что, хотя Бог и контролирует наиболее важные события в мире, однако не вмешивается в незначительные. Однако это невозможно, потому что, если Бог не будет вмешиваться в незначительные события, Он не сможет контролировать важные.

Б. Составляющие части провидения.

Определение провидения, данное в предыдущей части, ясно показывает, что имеются три составляющие части провидения, которые требуют отдельного рассмотрения.

1. Божественное попечение. Попечение — это постоянная деятельность Бога по поддержанию порядка во всем сущем. Это вовсе не значит, как утверждают некоторые пантеисты, что Бог непрерывно продолжает созидать мир, но это также не значит, как утверждают деисты, что Он не контролирует мир. Попечение зиждется на утверждении, что мир существует вне Бога, но тем не менее источником всего происходящего является Бог. Мир существует благодаря божественной власти, которая поддерживает и контролирует в нем все сущее. Только один Бог абсолютно суверенен и независим, а Его творение есть и всегда останется зависящим от Него (Пс. 61:9; Неем. 9:6; Деян.17:28; Кол. 1:17; Евр. 1:3).

2. Божественное соучастие. Божественное соучастие может быть определено как соучастие Бога в деятельности своих творений, обусловливающее и направляющее их действия. Это значит, что, хотя в мире существуют такие субстанции, как силы природы и воля человека, они не действуют независимо от Бога. Бог присутствует в каждом деянии своего создания. Он побуждает свои создания к деятельности, сопутствует им в каждый момент и делает результаты их деятельности эффективными. Однако было бы совершенно неправильным считать, что Бог и человек участвуют в деятельности на равных, что одну часть работы делает человек, а другую Бог, хотя любой поступок, любая деятельность являются одновременно поступком и деятельностью Бога и Его творения.

Это надо понимать так, что, хотя Бог сотрудничает с человеком, ответственность за результаты деятельности лежит на человеке. Бог не может отвечать за грехи Своих творений. И из этого надо исходить, несмотря на то, что мы, может быть, не можем до конца понять, почему истина состоит в том, что совместная деятельность с Богом не означает Его ответственности за грех, который творит человек. Писание прямо говорит, что Бог действует как во всем творении в целом, так и в каждом из своих созданий (Пс. 103:20, 21,30; Амос. 3:6; Втор. 8:18; Матф. 5:45; 10:29; Деян. 14:17), что греховное действие находится под божественным контролем (Быт. 45:5; 50:20; Исх. 14:17; Ис. 66:4; Рим. 2:4; 9:22; II Тес. 2:11); что Бог удерживает грешника от греха (Быт. 6:3; Иов. 1:12; 2:6; Пс. 75:11; Ис. 10:15; Деян. 7:51) и что Он стремится превратить дурное в хорошее (Быт. 50:20; Пс. 75:11; Деян. 3:13).

3. Божественное руководство. Божественное руководство есть управление Богом всеми вещами с тем, чтобы они соответствовали цели своего существования. Как Ветхий, так и Новый Заветы учат нас, что Бог есть Владыка вселенной и управляет всем сущим в соответствии со Своей божественной доброй волей. Утверждение, что Бог не столько Владыка, сколько Отец всего сущего, не согласуется с Библией (I Тим. 1:17; 6:15,16; Откр. 19:6). Бог всегда направляет действия Своих творений в соответствии с их внутренней природой. Его управление физическим миром отличается от руководства духовным миром. Хотя руководство Бога универсально (Пс. 102:19; Дан. 4:31,32,34; Пс. 21:29,30), оно всегда соотносится с частностями. Все наиболее важное (Матф. 10:29—31), хотя внешне иногда кажущееся случайным (Прит. 16:33), такое, как добрые дела человека (Филип. 2:13) или его злые поступки (Деян.14:16), — находится под непрерывным божественным контролем. Бог есть Царь Израиля (Ис. 33:22), но Он также владыка всех народов (Пс. 46:10). И ничто не может происходить в мире без Его руководства.

В. Необычные провидения, или чудеса. Среди специальных провидений Бога мы отметим необычные провидения, или чудеса, которые Бог совершает необъяснимым для нас образом или которые являются необъяснимыми сами по себе.

Макферсон дает следующее определение чуда: «Чудо есть нечто, что происходит без участия обычных и нам известных причин, оно является результатом прямых действий Бога, без посредничества, по крайней мере без доступных нашему наблюдению факторов». Отличительной особенностью чуда является то, что оно проявляется как результат сверхъестественной силы Бога. Это означает, что чудо не происходит под влиянием обычных факторов, действующих согласно законам природы. Некоторые утверждают, что чудеса невозможны, на том основании, что они являют собой нарушение законов природы. Но это не так.

Так называемые законы природы есть не что иное, как проявление воли Бога через природу. Поэтому только от доброй воли Бога зависит, проявлять ли Себя обычным образом через законы природы и деятельность человека или же, отойдя от установленного порядка, произвести нечто необычное как непосредственное выражение Своей силы, не нарушая, однако, установленный в природе порядок.

Даже человек может противодействовать законам природы, не нарушая установленный Богом и существующий в природе порядок. Он может, например, поднять руку и бросить вверх мячик вопреки законам гравитации. И если это возможно для немощного человека, то тем более возможно для всемогущего Бога.

Луис Беркхоф. Христианская доктрина. Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. — Минск: Вышэйшая школа, 1995. — 295 с.