Бог Есть

Ветхозаветные прообразы — это люди, места и события, имеющие для нас духовное значение, так как они являются тенью или символом других людей, реальностей и символов, о которых мы читаем в Новом Завете.

Что такое прообразы

Слово “прообраз”, по-гречески типос, встречается в Новом Завете шестнадцать раз. Чаще всего оно переведено как “образ», “образец” или “пример». Эти слова связывает понятие подобия. Человек, место или событие имеет отличительные черты, полностью или в существенной части присущие другому человеку, месту или событию, из-за чего их можно назвать подобными. Первое — тень — условно назовем прообразом, а второе — реальность — образом. Их связывает между собой общий образец, символ или другое бросающееся в глаза сходство.

В Новом Завете употребляются ещё три слова для обозначения ветхозаветных прообразов. Первое слово — “тень». В Евр. 10:1 говорится: “Закон, имея тень будущих благ…” Тень призрачна, но всё же её отбрасывает нечто реально существующее. В данном случае закон является лишь тенью Божьей благодати, которую Он явил в Своём Сыне Иисусе Христе при новом завете (Ин. 1:17).

Второе слово — «притча» или «предзнаменование» (Евр. 9:9, см. Славянское Евангельское Общество; 11:19). Скиния — образец, показанный Моисею в пустыне, — была лишь предзнаменованием, или символом истинного места поклонения — небес.

Третье слово — “подобие» или «образец” — означает эскиз или рисунок чего-то, что произойдёт только в будущем (Евр. 9:23). Скиния и всё её убранство служили образцом истинной скинии — небес (Евр. 8:2).

К вопросу о прообразах и образах следует подходить осторожно и не искажать смысл библейских текстов, находя прообразы и образы там, где их нет. Насильственное приспособление Ветхого Завета к собственным предубеждениям несёт в себе духовную опасность и оскорбляет Святого Духа, являющегося небесным автором святого текста.

Давайте также рассмотрим отличительные признаки прообраза и образа, чтобы не вырывать из контекста иносказательные обороты, представленные в Слове Божьем, и не препятствовать намерениям Святого Духа. Подлинный прообраз должен обладать тремя свойствами.

Во-первых, прообраз представляет собой точное изображение человека или предмета, который в дальнейшем становится образом. Некоторые черты или сходства настолько рельефны, что в тексте сразу же видны разбирающемуся в Библии читателю. Само наличие таких свойств побуждает исследующего Слово Божье так знать Писание, чтобы, столкнувшись с подобными символами в Ветхом Завете, сразу же их распознать.

Во-вторых, прообраз дан свыше. В Новом Завете должно быть дано описание прообраза из Ветхого Завета или прямое указание на него. Примером ряда таких описаний и указаний могут служить сравнения между скинией, старым и новым соглашениями и священством, которые проводит Святой Дух в Послании к евреям.

В-третьих, прообраз даёт предварительное изображение чего-то, что произойдёт только в будущем. Вот почему мы в Новом Завете всегда ищем реализацию прообразов из Ветхого Завета.

Прообразы в Пятикнижии

Каждая книга Библии в силу своего особого содержания, места в истории и ценности для изучающего Библию требует индивидуального подхода. Это не значит, что книги в Писании не связаны общей темой. Эта тема, или главное Божье послание нам, — Иисус Христос и нужда человека в спасении (Быт. 3:15). И тем не менее, поскольку сам Ветхий Завет состоит из разделов и отдельных историй, можно ожидать, что многие прообразы и их позднейшие образы также будут отличаться в зависимости от содержания исторического послания, переданного Святым Духом. Подобные прообразы можно найти и в Пятикнижии.

Бытие: прообразы Спасителя и мироустройства

Несколько ветхозаветных персонажей являются прообразами Спасителя. В книге Бытие три человека являются прообразами Христа. Первый из них — Адам (Быт. 1:26; 2:7; Рим. 5:12-14; 1 Кор. 15:45-47). Святой Дух проводит множество сравнений между ним и Христом. Второй прообраз Христа — Ной. Оба они были проповедниками праведности (2 Пет. 2:5; Мк. 1:38). Оба спасли мир от полного уничтожения (Быт. 6:8; Ин. 3:16) и оба символизировали суд Божий над грехом и беззаконием (Мф. 24:37-39). Третий прообраз Христа — Иосиф (Быт. 37:50). Сравнивая Иосифа и Христа, Библия приводит по меньшей мере десять общих для них черт. Оба они были преданы своими братьями (Быт. 37:28; Ин. 1:11). Оба были проданы по цене раба (Быт. 37:38; Мф. 26:11-16). Оба стали слугами (Быт. 39:1; Фил. 2:5-8). Оба одержали победу над искушением (Быт. 39:7-13; Мф. 4:1-11). Оба были возвеличены (Быт. 41:37–45; Фил. 21:9-11). Оба стали хранителями жизни, или спасителями (Быт. 41:53-57; Ин. 6:35, 48-51). Оба были горячо любимы своими отцами (Быт. 37:3; Мф. 17:5). Оба позже примирились со своими братьями (Быт. 45:3; 1 Кор. 15:5-8; см. Иак. 1:1; Иуда 1). Отцы обоих горевали о временной утрате своих сыновей (когда Иосиф попал в Египет, а Иисус — на крест и в могилу). Оба сына возвратились к своим отцам (Быт. 46:29; Мк. 16:19).

Книга Бытие также содержит прообразы мироустройства. Первый прообраз—заключенный с Авраамом завет (Быт. 12:1-3, 15; Гал. 3:16). Семя, прообраз которого присутствует во многих или даже всех потомках Авраама, нашло своё окончательное воплощение в данном Богом обещании, которое спустя столетия было исполнено в Христе. Второй прообраз — Сарра и Агарь (Быт. 17:18; Гал. 4:24-31). Здесь, как и в предыдущих примерах, Святой Дух Сам четко указал на взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов, которую символизировали эти двое. Он заявил, что они олицетворяют важные изменения в старом завете, согласно которому жил Божий народ, — изменения, приведшие к заключению с ним нового завета. Нам предлагается воспользоваться аллегориями Павла, чтобы понять, какие перемены произошли в завете, данном нам через Христа. Христос хотел, чтобы в результате этих перемен мы освободились и сохранили свою свободу (Гал. 5:1).

Исход: прообраз искупления

В книге Исход сюжетная линия и исторические сведения касаются той же темы, что и в книге Бытие, но в ней появляются новые персонажи и происходят другие события. Прообразы в книге Исход также отличаются по своему существу от прообразов книги Бытие, так как теперь они символизируют искупление.

Первый пример — это Моисей как прообраз Христа (Втор. 18:18; Деян. 3:22, 23). Их обоих пытались убить цари, когда они были младенцами. Бог избавил их от смерти через Своё провидение. (Оба в младенческом возрасте находились в Египте). Оба были призваны на служение из царских дворцов. Оба были пастырями Божьего народа. Оба передали законы Слова Божьего. Оба отказались от богатств царства. Оба пришли, чтобы избавить Божий народ. Оба совершали знамения и чудеса. Оба были посредниками в передаче Божьего завета. Во-вторых, это Пасха (Исх. 12; 1 Кор. 5:7). В-третьих, Египет и Ханаан также представляют собой прообраз искупления. Египет во всем Писании символизирует рабство и неволю, тогда как Ханаан, земля обетованная, — спасение и Божью защиту.

Числа: пустыня

В книге Чисел мы видим, что во время блужданий по пустыне израильский народ был призван научиться повиноваться Богу. Умы людей необходимо было очистить от упрямства и непокорности, свойственных рабам Египта. Книга Чисел высвечивает многие испытания и ошибки израильского народа, на которые также указывается в Новом Завете (см. 1 Кор. 10:1-12). В Евангелиях описаны испытания, которым Иисус подвергся в пустыне (см. Мф. 4:1-11; Лк. 4:1-13; Мк. 1:12, 13). Если в целом посмотреть на евангельские повествования, то в каждом из них можно увидеть параллель между искушениями и конечным послушанием в пустыне и Божьей милостивой помощью Израилю. Автор послания к евреям передает смысл испытаний, перенесенных Иисусом: “Хотя Он и был Сыном Божьим, но научился послушанию через всё, что претерпел” (Евр. 5:8; Современный Перевод). Текст, говоря “всё”, видимо указывает на то, что Святой Дух подразумевал не только жестокие страдания, которые Иисус перенёс при аресте и распятии.

Мы также видим, что Бог помогал израильскому народу, когда тот странствовал по враждебной территории. В 1 Кор. 12:2 сообщается, что эта помощь фактически оказывалась через Христа. Он как скала дал воду, а также посылал манну и перепелов, когда израильтяне испытывали в этом нужду. Также и Пётр указывал, что мы, живя в этом враждебном мире, должны считать себя в нём лишь пришельцами и странниками (1 Пет. 2:11). Об этом же говорит Павел, когда ободряет нас словами: “Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом” (Фил. 4:19).

Левит: обряды и очищение

В книге Левит прообразы определяются темой, как приступать к Богу избранному народу, Израилю. В Ветхом Завете посредниками и примирителями, также приносившими жертвы за всех людей, были священники. Сегодня в роли приносящего жертву, самой жертвы, посредника, примирителя и всего того, в чём нуждается грешник, приступающий к Богу, выступает Иисус, наш Первосвященник.

mail.google.com