Кто – о чем: Павел – об оправдании верой, Иаков – о доказательствах действенной веры.

Джеймс Пакер

Некоторые думают, что Иаков, который в своем послании (Иак. 2:21-25) учит, что Бог принимает людей и на основании дел, и на основании веры, противоречит Павлу. Однако подробное изучение этих стихов в их контексте приводит к мысли о том, что Иаков говорит совсем не об этом. Мы должны помнить, что только Павел в Новом Завете использует слово «оправдать», когда хочет показать, что Бог принимает человека.

Когда же Иаков говорит «будучи оправданы», он вкладывает в эти слова более общее значение: оправданный — это тот, кто доказал правоту своих заявлений, подтвердил мнение о себе. (В похожем смысле это слово использовано в Евангелии от Матфея 11:19.) Когда Иаков говорит об оправдании, он не имеет в виду, что Бог принимает человека на основании его праведности. Скорее, он говорит о проявлении признаков того, что человек является истинно верующим. В понимании Иакова человек тогда является оправданным, когда в его жизни есть свидетельства живой, действенной веры, на основании которой Бог и принимает его. Иаков цитирует Бытие 15:6 с той же целью, с какой это делает Павел: он хочет показать, что именно благодаря своей вере Авраам был принят Богом на правах праведника (2:23).

Но затем он говорит, что эти слова Писания «исполнились» (оказались истинными, подтвердились последующими событиями) спустя примерно тридцать лет, когда Авраам «оправдался делами… возложив на жертвенник Исаака, сына своего» (2:21). Поступок Авраама в той ситуации доказал истинность его веры, а значит, и то, что Бог принял его. Всем этим отрывком (2:14-26) Иаков хочет сказать, что пустое исповедание веры, не подкрепленное добрыми делами, которые рождает истинная вера, не дает основания считать человека спасенным. И с этим апостол Павел непременно бы согласился.

Итак, понимание оправдания является основанием истинного христианства. Так было и так будет. Проблема не в том, может ли человек сформулировать учение об оправдании, которое бы во всем соответствовало Библии (в этом деле, как мы уже убедились, нужно быть предельно внимательным), а в том, знает ли он, что такое оправдание, на личном опыте? Настоящая вера начнется только тогда, когда перед человеком встанет вопрос: «Как мне избавиться от моих грехов?»

По-настоящему верят только те, которые могут сказать: «Не буду выискивать, что я могу сделать сам для себя, но положусь только на Христа и на Его подвиг ради меня».

Джеймс Пакер — Слова Бога. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. Издатель: Завет Христа, 344 стр., Минск. 2001.