Трудные термины.

Миллард Эриксон

В христианстве есть два трудных термина, заслуживающих особого внимания: «сыны Божьи» и «ангелы Господни». В Быт. 6:2 читаем, что «сыны Божий» брали себе жен из «дочерей человеческих».

Некоторые исследователи делают вывод, что эти сыны Божий были на самом деле ангелами, бравшими себе человеческих жен, чтобы произвести расу могучих, сильных людей. Среди доводов, выдвигаемых в защиту такого истолкования, приводится тот факт, что ангелы называются сынами Божьими в других местах Писания (Иов 1:6; 2:1; 38:7), а также то обстоятельство, что, по-видимому, в то же самое время на земле обитала некая раса сверхлюдей (Быт. 6:4).

С другой стороны, тот факт, что на земле тогда распространилось великое развращение, разгневавшее Бога и ставшее причиной потопа, дал повод для предположения, что сынами Божьими могли быть падшие ангелы. Но предположение, что ангелы (будь то добрые или павшие) брали человеческих жен и производили детей, противоречит тому, чему учил нас об ангелах Иисус (Мф. 22:30). В свете этого такое истолкование, что «сыны Божий» в Быт. 6:2 — это потомки Сифа, бравшие жен из числа безбожных потомков Каина, сталкивается с меньшими трудностями, чем понимание «сынов Божиих» как ангелов.

Тем не менее, ни одна их этих альтернативных точек зрения не может быть принята с достаточной степенью уверенности. Мы вынуждены сделать вывод, что у нас просто нет достаточных данных, для использования этого стиха в качестве источника информации об ангелах. Такой вывод не следует рассматривать в качестве примера «евангельской демифологизации», как это сделал автор недавно вышедшей работы в защиту традиционного отождествления «сынов Божиих» в Быт. 6:2 с ангелами. Речь идет лишь о сохранении скептицизма в недостаточно ясной ситуации

С такой же трудностью мы сталкиваемся при определении понятия «ангел Господень». В Ветхом Завете есть множество упоминаний об «ангеле Господнем» или «ангеле Божьем» (Быт. 16:7-14; 18; 22:11,14-15; 24:7, 40; 32:24-30; 48:15-16; Исх. 3:2; 14:19; 23:20-23; 32:34 — 33:17; Суд. 2:1, 4; 5:23; 6:11-24; 13:3 и т.д.). Проблема заключается в том, что, с одной стороны, есть множество мест Писания, где Ангел Господень отождествляется с Богом, а с другой — много и таких мест, где между ними проводится различие. Примерами стихов, в которых эти понятия отождествляются, могут служить Быт. 31:11 и 13, где Ангел Господень говорит: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле», и Исх. 3:2 и 6, где Ангел Господень говорит Моисею: «Я Бог отца твоего».

Примерами стихов, в которых эти два понятия различаются, являются Быт. 16:11, где ангел Господень говорит Агари: «Услышал Господь страдание твое», — и Исх. 23:20, где Господь говорит народу Израиля; «Вот Я посылаю пред тобою Ангела». Есть три главных истолкования выражения «ангел Господень»: 1) это просто ангел, получивший особое поручение; 2) это Сам Бог, временно ставший видимым в человеческом облике; 3) это Логос, краткое и предшествующее воплощению в Иисусе явление второго Лица Троицы. Хотя ни одно из этих истолкований не представляется вполне удовлетворительным, в свете ясного утверждения тождественности этих понятий вторая интерпретация кажется наиболее убедительной.

Там же, где проводится явное различие между Богом и ангелом Господним, Бог просто говорит о Себе в третьем лице. Следовательно, из того, что говорится об ангеле Господнем, невозможно сделать какие-либо выводы, приложимые ко всем ангелам. ,

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство «Библия для всех», 2009, стр.1088. С-Петербург.