Администратор · Бог Есть.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

В Быт. 1:2 говорится, что при Сотворении Руах Элохим, «Дух Божий”, летал над водой. Давайте изучим значение слов Руах Элохим как ипостась Божества.

Значение слова «руах»

В зависимости от контекста, слово руах может иметь разные значения. Большинство переводов толкуют руах в Быт. 1:2 как «Дух”. Это слово происходит от глагола со значением «дышать». Под ним иногда подразумевается дыхание (Быт. 6:17; Пс. 145:4; Пс. 30:6), иногда воздух (Иов. 41:8), иногда ветер (Быт. 8:1) и иногда душа (Пс. 30:14).

Новая иудейская версия переводит слова Моисея Руах Элохим как “ветер от Бога». Это было сделано не потому, что слово «Дух” — не точный перевод, а потому, что, как утверждает Гарри Орлински, главный редактор перевода, иудеи и некоторые другие не верят, что “Святой Дух наравне с Отцом и Сыном составляет Божество». Слово «Дух” было отвергнуто, говорит редактор, как “христианское толкование» и потому, что «древние ближневосточные верования, являющиеся почвой для создания библейского рассказа о сотворении”, истолковываются в пользу использования слова “ветер». Однако игнорирование библейского употребления слов Руах Элохим в пользу ближневосточного мифа нельзя назвать самым научным подходом к нахождению правильного перевода.

При близком рассмотрении контекста слова руах в Быт. 1:2 мы видим, что руах связано со словом элохим, составляя правильное отношение «руах Бога». Если имелся в виду просто “ветер”, почему тогда добавлено слово «Божий”? Исследование девяноста четырех случаев употребления фразы Руах Элохим в Ветхом Завете показывает, что Быт. 1:2 — единственное место, которое хоть как-то можно истолковать в смысле «ветра Божьего».

Другие ветхозаветные стихи (Иов. 26:13; Пс. 103:30) указывают, что Дух Божий имел явное отношение к сотворению, что указывает на правильность перевода «Дух Божий”. Кроме того, Быт. 1:26 в непосредственном контексте фразы Руах Элохим свидетельствует о том, что Бог имел соучастника или соучастников в сотворении Им мира: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему”.

Поскольку в библейском тексте нет никакой очевидной причины для перевода руах в Быт. 1:2 как “ветер» и поскольку непосредственный и общий библейские контексты говорят в пользу значения «Дух”, напрашивается вывод, что Руах Элохим в Быт. 1:2 следует трактовать как «Дух Божий”. Соответственно, фраза Руах Элохим по отношению к Божеству является описательной.

Смысл слов «Дух Божий”

Как фраза, описывающая Божество, слова «Дух Божий” имеют, по меньшей мере, шесть существенных значений.

Божество (Троица). Слова «Дух Божий” в Быт. 1:2 — первое указание на то, что Божество состоит более чем из одного члена. Фактически, никто не в состоянии дать полного объяснения тому, как может быть только один Бог — и три «Лица», составляющие этого одного Бога. Его свойства неисследимы; только Божий Дух знает глубины Божества (1 Кор. 2:10, 11). Как мало люди слышат о Нем (Иов. 26:14)!

Но даже то, что люди знают о Божьем Духе, драгоценно. Хотя Он присутствует повсюду, Он — Личность. Он мыслит (Рим. 8:27); Он слышит и говорит (Ин. 16:13), глубоко переживает (Еф. 4:30). Дух живет в христианах (Гал. 4:6), и на небесах Он молится о них (Рим. 8:26, 27). Он приглашает грешников стать детьми Божьими (Отк. 22:17).

Природа Божества. Слова «Дух Божий” отображают истинную природу Божества: Он — духовное Существо (Ин. 4:24), без плоти и костей (Лк. 24:39), без плоти и крови (1 Кор. 15:50). Будучи духом, Он невидим человеческому глазу (Кол. 1:15).

Поскольку дух не имеет плоти и костей, то ясно, что слова о наличии у Божества ноздрей, лица, спины, ног, рук, ушей, глаз, век и крыльев (Исх. 15:8; 33:23; 24:10; Втор. 33:27; Ис. 59:1, 2; Пс. 10:4; 90:4) нужно понимать иносказательно. Как грустно, что религиозные учителя порой так заблуждаются относительно природы Божества, что могут написать, будто Бог имеет “плоть и кости такие же осязаемые, как и у человека». Иосиф Смит мл. (Церковь Христа Святых последних дней), Учение и Заветы.

Видимый и невидимый. Выражение «Дух Божий” объясняет, почему ни один человек никогда не видел Бога и почему никто не может видеть Его (Исх. 33:20; Ин. 1:18; 1 Тим. 6:16). Дух невидим (Кол. 1:15), поэтому человеческие глаза никогда не видели само Божество.

Однако для Бога все возможно. Для Него мелочь — явить Себя в материальном облике: в качестве человека Авраму у двери его шатра (Быт. 18:1), в качестве огня Моисею (Исх. 3:2), в качестве густого облака Израилю (Исх. 19:9), в качестве голоса Илии (3 Цар. 19:13) и в качестве человеческого существа в Лице Того, чье имя “Эммануил” (Мф. 1:23; Ин. 14:9). Человеческие глаза видели Божество в этих материальных формах, но само Божество — руах, дух — для человека невидимо.

Бессмертный. Другой важный смысл в словах «Дух Божий” — то, что Божество бессмертно. Если бы Бог состоял из плоти и крови, Он был бы смертным, то есть Он мог бы умереть. Но поскольку Он имеет духовную природу, Он нетлен (1 Кор. 15:50). Он один имеет бессмертие (1 Тим. 6:16). В каком-то смысле у животных тоже есть руах (Еккл. 3:21), возможно, в смысле «дыхания» или “жизни», но бессмертием они не обладают. Вездеущий. Дух Божий не может быть ограничен каким-то местом. Его проявления могут и бывали ограничены в пространстве (Быт. 18:33); но сам Бог, будучи духом, не может быть привязан к одному какому-то месту. Никакая гора и никакой храм — даже само небо небес — не может вместить Его (3 Цар. 8:27). Нет такого места, где можно было бы сказать, что Бога там нет (Пс. 138:7-12). Объяснение человеческой природы. Слова «Дух Божий” помогают объяснить, как человек сотворен по образу Божьему. Если Бог — дух, тогда Его образ в людях — тоже дух. Наши тела происходят от наших родителей, а в конечном итоге — от земли, но только Бог образует руах, дух, в каждом из нас (Зах. 12:1). Он — Отец нашего духа; от Него происходит наш дух и к нему же возвращается (Еккл. 12:7; Евр. 12:9). Хотя тело человека важно и священно, пока он имеет его (1 Кор. 6:19, 20), это не истинная человеческая сущность, не та, что сотворена по образу Божьему.

Тело не имеет никакого значения; жизнь дает Дух (Ин. 6:63). “Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:13). Неизменным остается только дух человека — та его часть, которая сотворена по подобию Духа Божия.

Слова «Дух Божий” помогают пролить свет на Божество, ибо они отображают самую суть Божества. Они объясняют, как Библия может говорить, что Бог видим и все же невидим. Тот факт, что Бог есть “дух”, говорит нам, почему Он не может умереть и почему не может быть ограничен в пространстве, а также показывает, какая часть человека сотворена по подобию Божию.

Мы видим, что Дух Божий принимает участие в Сотворении — как вселенной (Быт. 1:2; см. также Иов. 26:13; Пс. 103:30), так и человека (Быт. 1:2, 26; Иов. 33:4).

facebook.com