Клаас Руниа

Вполне очевидно, что такое понятие как «Царство» красной нитью проходит через весь Новый Завет. Это может показаться странным, но в Новом Завете идея Царства является даже более важной, чем такие понятия как «Мессия» или «Святой Дух».

Общеизвестно, что последние два понятия также являются фундаментальными. Только благодаря Иисусу, мы примирились с Богом. Только благодаря Святому Духу, мы стали причастниками этого примирения и возрождения, чтобы иметь способность вести новый образ жизни. Однако идея Царства более обширна. Она абсолютно теоцентрична. В самом сердце Евангелия – Царство, которое было обещано Самим Богом и которое Им и будет установлено. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что Мессия и Святой Дух исполняют определенное служение в Царстве. Царство настолько обширно, что охватывает все творение и всю историю.

Сегодня оно еще недостаточно видимо во всем своем совершенстве. Мы все еще живем в «последние дни» этой истории (ср. Деян. 2:17; Евр. 1:2; 2 Тим. 3:1; Иак. 5:3; 2 Пет. 3:3). Новый Завет называет весь период «последних дней», который начался с первым приходом Мессии, «Царством Сына». Воистину, это все еще Царство Бога, но в данный период истории оно присутствует чрезвычайно особым образом, а именно оно «сокрыто». Это не означает, что оно нереально. Е. Штауффер, подводя итог всему богословию Нового Завета, называет его «христоцентричным богословием истории Нового Завета» (Богословие Нового Завета, 1955, 49).

Христос – ключевой момент современной истории. Он царствует на высоте. Но это царствование, говоря языком Мартина Лютера, sub cruce tecta, сокрыто под крестом. Подобным образом апостол Павел пишет о новой жизни христиан: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). Новая жизнь – это реальность, но она еще не очевидна для постороннего обывателя. Ее можно увидеть только посредством веры. Подобным же образом, царствование Христа реально: Бог «дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:9), но мы еще не видим того, чтобы «пред именем Иисуса [преклонялось] всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык [исповедовал], что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (2:10-11).

Все это свидетельствует о том, что сегодня мы уже живем в Царстве Христа. Сатана был поражен. Однако это не означает, что он был лишен всей своей власти. Наоборот, его власть все еще очень велика. Широко известный богослов Нового Завета Оскар Кульман однажды пролил свет на ситуацию, созданную такими понятиями Царства как «уже» и «еще нет», используя образы Дня начала военной операции в Европе и Дня победы – это термины, относящиеся к временам Второй мировой войны. Когда 6 июня 1944 года произошло военное вторжение на территорию Франции и силы союзников смогли укрепиться на континенте, этот день был назван Днем начала военной операции. В этот момент немецкая армия в принципе потерпела поражение. Но сражение продолжалось еще около года. На определенной стадии немецкая армия даже перешла в наступление, и возникла угроза поражения союзных войск. Позднее это наступление стало известным как Арденнская операция. Только в мае 1945 года немецкие войска полностью капитулировали. Этот день был назван Днем победы. В книге Откровения мы видим другую картину. В главе 12 Иоанн описывает «великое знамение» – женщину, облеченную в солнце, под ногами ее – луна, и на ее голове – венец из двенадцати звезд. Эта женщина олицетворяет народ Божий. Затем Иоанн видит, что она родила мальчика (Мессию), Который впоследствии восхищен к Богу и Его престолу. После этого женщина убегает в пустыню, где для нее было приготовлено место от Бога. Тем временем на небесах происходит сражение, архангел Михаил наносит поражение дракону, который низвергается на землю. Это ясное доказательство его поражения. Но на земле он продолжает совершать свое губительное дело и преследует женщину, которая вынуждена бежать в пустыню. Там дракон пытается погубить ее.

Когда мы посмотрим на историю христианской церкви, пред нами предстанет вполне очевидная картина. На протяжении веков змий преследовал церковь. Иногда он использовал исключительно грубую силу. Но в большинстве случаев противник действовал более коварным способом: через искушение и обольщение. Однако ему никогда не удавалось уничтожить церковь. Это невозможно. День начала военной операции уже наступил; решающая битва уже произошла в смерти и воскресении Иисуса Христа. Сатана уже потерпел поражение. Иисус царствует на престоле и является Господом всего.

Действительно, это «скрытое» правление; оно не может быть проявлено явным  образом; о нем не говорят в вечерних новостях и не пишут на страницах газет. Только время от времени мы можем видеть некоторые признаки Его правления. Например, когда сила Евангелия проявляет себя, и люди обращаются к Иисусу как к Своему Господу и Спасителю. Иногда мы также можем видеть эти признаки в светской истории. Мне особенно вспоминаются события, которые недавно произошли в Восточной Европе. Неожиданно власть губительной коммунистической системы разрушилась. Во многих случаях именно члены христианской церкви возглавили и положили начало разрушению всей системы. И самое удивительное в том, что система не была разрушена посредством внешних сил, но развалилась изнутри.

Коммунистическая империя оказалась фальшивой. Конечно, жители западных стран должны понимать, что сатана также обладает чрезвычайно огромной властью и в их странах. Западный капитализм не является более христианским, чем коммунизм. Все власти, которые по своей природе склонны оказывать давление на человека, служат сатане. Только Иисус воистину дает свободу. Он Сам подвел итог Своему Евангелию, которое является Евангелием Царства, в Своей первой упомянутой проповеди в синагоге Назарета: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18-19). А затем добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (4:21). В Иисусе Божье Царство пришло во плоти. Он – Царь этого мира.

Мы, верующие в Него и прославляющие Его имя, можем служить Ему в этом мире. Говоря словами Уильяма Кэри, отца современного миссионерского движения: «Мы можем стремиться совершать великие дела для Него и ожидать великих дел от Него». Подобное убеждение придавало силы Абрахаму Кайперу. Он считал своим наивысшим призванием стремление совершать великие дела pro Rege – для Царя. Он пытался делать это особенно посредством основания христианских организаций во всех сферах жизни и имел в этом огромный успех. В Голландии появилась широкая сеть христианских организаций, которые оказывают большое влияние на формирование репутации голландского общества.

Естественно, это не единственное проявление. Во многих странах существование подобных организаций едва возможно или невозможно вообще, и христиане вынуждены трудиться с людьми, исповедующими другую веру или абсолютно неверующими. Но даже тогда христиане не должны стыдиться Своего Господа, но провозглашать и содействовать достижению цели Царства Христа всегда, когда появляется для этого возможность. Это Царство праведности и мира, Царство гуманности и сострадания, Царство, в котором нищий назван блаженным, а жаждущий утоляет свою жажду.

Как христиане, мы можем возложить свое упование на Господа, Который призывает нас к служению Себе и наделяет нас правом быть Его соработниками как в церкви, так и в этом мире, как в общности с теми, кто верит в Него, так и среди тех, кто-либо не вполне познал Его, либо даже никогда не слышал о Нем. Как Господь был открыт для окружающих Его людей, так же и мы должны быть открытыми для всех. Епископ Лессли Ньюбигин описывает отношение Иисуса к людям следующими словами: «Мы видим, как Иисус охотно одобряет признаки веры у мужчин и женщин, которые не принадлежат дому Израиля; …мы видим, как Он с любовью принимает тех, кого другие отвергли; …мы видим Его на кресте с распростертыми объятиями, желающим обнять весь мир, и… мы слышим Его тихие слова: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Когда мы все это осознаем, «мы видим самую фундаментальную реальность, а именно благодать, сострадание и милосердие, которые достигают каждое творение» (Евангелие в плюралистическом обществе, 1989, 175). Существует ли лучший пример для того, чтобы сформировать себя и своей образ жизни? И разве этот пример недостаточно ободряющий? Евангелия показывают нам, что,  благодаря такому отношению Царя, Царство стало реальностью в жизни людей и преобразовало их жизнь таким образом, что впоследствии язычник невольно вынужден будет признать: «Смотрите, как эти христиане любят друг друга».

Однако Царство Христа не только меняет жизнь каждого отдельного христианина. Оно также желает изменить структуры, которые составляют основу человеческого общества. Именно эта идея являлась фундаментом основанных Кайпером христианских организаций. Их целью было не просто собирать христиан вместе и сберегать их в «непорочной изоляции», но объединять усилия христиан для того чтобы они могли более успешно проникать во все структуры окружающего их мира. Мы всегда должны помнить о том, что Иисус является не только Главой Церкви (Кол. 1:18), но также Царем этого мира (Еф. 1:22). Праведность Божьего Царства (Мф. 6:33) должна становиться явной во всех структурах государства и общества. Христиане должны стать свидетельством этой праведности и делать все возможное, чтобы поменять деспотичную систему на освобождающие структуры. Они должны работать на структуры, обеспечивающие свободу и гуманное отношение ко всем людям, в особенности к тем, кто оказался за пределами общества и не имеет возможности изменить свое положение.

Вспоминая слова апостола Павла, обращенные к филиппийцам: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (4:8), христиане должны также стремиться распространять в окружающей их культуре красоту Царства Христа. Другими словами, последователи Христа исполняют непрестанный труд в Царстве Своего Господа и Хозяина. В то же самое время они должны понимать, что Царство не является плодом их усилий. Оно не будет завершено нами, христианами. Иисус Сам совершит это, когда вернется. Тогда проявится полнота Царства, и Сын передаст Свое Царство Отцу, чтобы в вечности Бог был все во всем.

Это сказано не для того, чтобы привести нас в уныние, но для нашего ободрения. Потому что теперь мы определенно знаем, что однажды Царство станет бесспорной и бесконечной реальностью. А до этого момента мы с радостью принимаем в свое сердце слова апостола Павла, который в конце главы, повествующей о воскресении и окончательном явлении Царства, пишет: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом».

reformed.org.ua