Алон Каштан

В Первом послании Петра 2:9 написано: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». Я взял эти стихи за основу, как своеобразный эпиграф ко всему, о чем я хочу говорить сегодня. Итак, мы – царственное священство. О чем это говорит? Давайте вместе рассмотрим некоторые из признаков, отличающих священство, и посмотрим, как это относится к нам сегодня. Мне было очень интересно исследовать этот материал, думаю, что и вы узнаете много интересного.

Начнем с того, что зададим себе вопрос: «Чем отличаются действия священников от того, что делает остальной народ?» Священники не были единственными служителями Бога, были еще левиты, пророки и писцы. И чем же отличалось служение священника? Священники были единственными, кому было дозволено входить и служить Богу у жертвенника и в святилище. У жертвенника они приносили Богу жертвы. Святилище, куда они заходили, находилось в Храме, и это было место присутствия Божьего. Здесь служили Богу только священники.

Здесь мы можем увидеть первую точку соприкосновения с нашим служением Господу. Мы с вами также находимся в присутствии Божьем. В Послании Евреям 10:19-20 очень конкретно раскрывается как это происходит: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою». Мы видим, что посредством Крови Иисуса мы получили право входить во святилище, в присутствие Божье, куда имеют право входить только священники. Именно по этой причине Бог рассматривает нас как священство.

Если мы священники, нам дозволено входить в присутствие Божье. Это требует от нас особой ответственности и особой святости. Поэтому Бог прежде говорит, что мы «народ святой». В Книге Левит 10:3 Он говорит: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь». Чтобы войти в святилище, священники совершали особый обряд очищения – они должны были омыться утром, прежде чем приступить к служению, затем они должны были омывать ноги и исполнять многие другие предписания. Они обязаны были хранить себя в чистоте, чтобы иметь право войти в святилище. Мы также храним себя в чистоте и можем входить в святилище по праву Крови Христа. Мы должны хранить себя, вести праведную жизнь на протяжении всей своей жизни, так как, согласно тому, что Бог сказал в этом стихе, от священников, которые близки к Нему, Бог получает славу пред всем народом.

Пример ограничений, которые существовали для священников, описаны в Книге Левит, в 10 главе. Это очень грустное повествование о двух сынах Аарона, Надаве и Авиуде, которые были служителями Божьими. Они вошли в святилище с чуждым огнем, вопреки воле Божьей. И Бог сжег их огнем, вышедшим от Него. Это очень прискорбное событие, но оно очень повлияло на серьезность отношения священников к своим обязанностям. Я советую всем еще раз внимательно прочитать эту главу. В 9 стихе Бог впервые обращается напрямую к Аарону; до этого он всегда говорил с ним через Моисея. И что же он говорит ему? «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши». Бог наставляет священников не пить вина перед тем, как служить Ему. Почему, как вы думаете? Я считаю, что это связано с тем грехом, который только что совершили сыны Аарона. Они пришли служить Господу недостойным образом, возможно, находясь под действием алкоголя, и были за это наказаны. Бог говорит здесь о том, что священник, придя служить Ему, должен быть сосредоточен. Он должен сконцентрироваться, быть внимателен, потому что нельзя служить Господу легкомысленно.

Как мы, священники Божьи, приходим служить Ему? Приходим ли мы, сосредоточившись на главном? Ясно, что мы не приходим на служение в состоянии опьянения, но заботимся ли мы о том, чтобы хорошо выспаться ночью в пятницу? Молимся ли мы, готовим ли свое сердце к предстоящему собранию? Посвящаем ли мы Богу наше свободное время дома, отложив в сторону телефон и сосредоточившись только на Нем? Учимся ли мы, как служители, Слову Божьему, чтобы прийти готовыми, чтобы учить других? Мы священники Божьи, и Бог предупреждает, что мы должны быть готовы к служению Ему!

Это мы видим очень часто. Например, на горе Синай Бог предупреждал священников: «Священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь» (Исх. 19:22).

Мы говорили о 10 главе из Книги Левит, об огне, который сжег сыновей Аарона. В связи с этим обратите внимание на еще один интересный момент. Это стих, который всего на мгновение предваряет грех, совершенный Надавом и Авиудом, последний стих 9 главы: «И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое». Мы видим еще один случай, когда огонь сходит с небес, от Господа. Но в данном случае это не наказывающий огонь. Он сходит сразу же после первой жертвы, которую Аарон и его сыновья приносят Господу. Они в точности исполняют все, что Бог сказал им, и тогда выходит огонь от Господа и охватывает жертвенник, сжигая жертву. Этот огонь был знаком славы и силы Божьей, и весь народ пал ниц и преклонился пред Господом.

А сразу вслед за этим – сыны Аарона допускают грех, и огонь вновь сходит с неба, но в этот раз не ради славы, а для того, чтобы стать выражением гнева Божьего. Что такого страшного они совершили? Написано, что они «взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им». Они совершили служение Богу не так, как Он повелел. Мы даже не видим ясно, какое из повелений они нарушили, возможно, что они всего лишь прибавили к служению что-то свое, то, чего Бог не повелевал им делать. По чину священников и мы должны четко знать, что служение Богу должно совершаться согласно Его воле, а не в соответствии с нашими идеями. Всякую идею, которая возникает у нас в связи со служением Богу в церкви, необходимо тщательно проверять в соответствии с Его Словом, не вызывая гнева Божьего, чтобы Он, желая остановить это, не был вынужден бросить в нас огненным шаром! А подобные случаи действительно можно наблюдать в мире сегодня!

Мы рассмотрели важные моменты в служении священников Богу. Но в их обязанности входила еще одна важная функция – служение народу, как в духовной сфере, так и в материальной. Например, нам известен Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и явился прообразом Христа. Упоминается о нем в Библии только однажды, в Книге Бытие. Что написано о его служении? Он подал Аврааму хлеб и вино, благословив его. И это все. Но это позволило ему стать прообразом Иисуса. Как и священники Ветхого Завета, мы должны служить людям, которые нас окружают, заботиться об их материальных нуждах.

Священник в Храме совершал служение в особой одежде, о которой Бог дал особое распоряжение. Вы можете прочитать об этом в Книге Исход, в 28 главе. Одним из необходимых элементов были два камня оникса, на которых Бог повелел высечь имена сынов Израилевых. Зачем это было нужно? Чтобы, совершая служение Богу, священник также помнил и о своем народе. Так и мы должны любить всех, кто нас окружает, и не забывать о них, когда мы служим Господу.

Еще один пример служения людям можно увидеть в Книге пророка Малахии. Здесь Бог приводит весомые аргументы для левитов и священников. Интересно, что идея данного урока пришла ко мне во время чтения именно этого места Писания. Во второй главе Бог обращается к священникам: «Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха». (Мал.2:5). Мы видим, что Бог обещал священнику жизнь и мир, и именно это Он обещал и нам. С другой стороны, Бог требует, чтобы священники ходили пред Ним в страхе и благоговении, говоря только истину, чтобы они призывали людей к покаянию. Этого же Бог требует и от нас, как от царственного священства! Чтобы мы ходили с Ним, чтобы наши уста были чисты, чтобы не исходило из них никакое злое слово и чтобы мы побуждали окружающих нас людей к покаянию.

В седьмом стихе Бог объясняет суть служения священников народу: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». (Мал.2:7). Мы должны очень хорошо знать Слово Божье, так как у окружающих нас людей всегда есть много вопросов, которые они задают нам. Всегда ли мы готовы дать ответ? Можем ли мы ответить на вопросы своих детей и членов своей семьи? А наши друзья – знают ли они нас как людей, имеющих обширные знания о Священном Писании и глубоко понимающих вопросы морали и любви?

Я приведу вам пример. Когда мой отец стал верующим, то происшедшее с ним коснулось и его друзей, с которыми он до сих пор играет в футбол по пятницам. Как вы знаете, во время игры всегда возникает множество споров – «Был гол или нет?», «Вышел мяч за границы поля или нет?» И каждый раз, когда возникал спор, все говорили: «Давайте спросим Эйтана, он никогда не солжет!» Это прекрасный пример того, что люди обращаются к нам, верующим, зная о наших моральных принципах. И если четко придерживаться их, люди обязательно обратятся к нам с вопросом о том, как нам это удается.

На этой неделе я разговаривал с одной из девушек-солдаток, служащей в моем отделении. В ходе разговора она спросила, как мне удается не раздражаться, когда многие из моих подчиненных пытаются утвердить свое неверное мнение криком и бранными словами. И у меня появилась возможность сказать ей, что все это только потому, что я знаю Бога, и поэтому никогда не принимаю близко к сердцу, когда люди кричат на меня; я просто не считаю это важным. Девушка задала мне еще несколько вопросов о том, на что она обратила внимание в моем поведении, и я отвечал ей, согласно Слову Божьему. Бог требует от нас, чтобы мы доносили Его Слово народу. Это – наше служение как священников Божьих.

Еще одно, что обязаны были делать священники, это приносить жертвы Богу. В Писании отмечены пять различных видов жертв. Все они описаны в первых главах Книги Левит. Это жертвы всесожжения (1 глава), хлебное приношение (2 глава), мирная жертва (3 глава), жертва за грех (4 глава) и жертва вины (5-6 главы). Зачем я говорю сегодня об этом? Ведь мы сегодня не приносим жертвы Богу!

Истина в том, что на самом деле мы приносим жертвы и в настоящее время! Сегодня мы не приносим жертв за грех и жертв вины, так как мы больше не нуждаемся в покрытии грехов. Иисус принес эту жертву на кресте – Самого Себя, раз и навсегда. Поэтому больше нет нужды в жертвах вины и жертвах за грех. Но остальные жертвы актуальны и сегодня, но не в том виде, как они описаны в Писании.

К примеру, в 12 главе Послания Римлянам есть стих, который вы все хорошо знаете: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Смысл его ясен: мы должны принести всю свою жизнь в жертву для служения Богу. Но есть и более конкретные разъяснения. Например, в Послании Евреям 12:15-16 сказано: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

Когда мы славим Бога или оказываем материальную помощь другим (например, в виде пожертвования в церковь или в виде личной помощи кому-либо), – это жертва, благоугодная Богу. Это жертва, которую мы приносим Ему в наши дни.

Еще один пример – в 18 главе Послания Филиппийцам: «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу». Это материальная помощь другим, в данном случае тем, кто служит Богу, это благовонное курение Богу, форма жертвоприношения Ему сегодня.

Возможно, некоторым это напомнит мнение религиозных людей, которые считают, что молитва и пожертвование сегодня заменяют прежние жертвоприношения. Разница в том, что они относят свое понимание именно к жертвоприношениям, которые покрывают грех. А такие жертвоприношения нельзя совершить без пролития крови, и нам это дано через смерть Иисуса, раз и навсегда.

Как священники Божьи, мы должны жертвовать для Бога все, о чем мы сегодня говорили: прославлять Его, помогать друг другу и благовествовать.

В заключение я хочу предложить вам четыре темы для размышления.

Сан священника передавался по наследству. Священника не выбирали, и они не могли выбирать, быть священниками или нет. Мы удостоились чести быть детьми Божьими, мы получили наше царственное священство как члены Его семьи. Мы не можем выбирать, подходит нам это или нет. Мы – царственное священство! В 19 главе Книги Исход Бог призывает народ Израиля, называя его «царственным священством». Народ Израиля должен быть светом для всех народов и для всех, кто служит Богу. Но вместо того, чтобы оказывать влияние на другие народы, он научился от других народов; вместо того, чтобы приводить людей к Богу, он оттолкнул их от Него. Это утверждение приведено в Книге пророка Малахии: «Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф» (8 стих). Священники, которые должны были служить примером народу в соответствии со Словом Божьим, сами отдалились от Него и оттолкнули от Бога весь народ.

Мы должны быть внимательными, чтобы не повторять их ошибок, мы должны быть светом миру, а не сообразовываться с ним.

Иисус говорил в Евангелии от Матфея, что каждое царство, разделившееся в себе, в конце концов разрушается. Петр называет нас царством священников, поэтому, если мы будем иметь разделения в самих себе, конец весьма предсказуем… Мы – единое Тело, в единстве служащее Богу. В Послании Евреям написано, что Иисус – великий Первосвященник. Если мы действительно желаем знать, что такое быть священниками Божьими, мы должны раскрыть свои глаза и учиться от Него, смотреть на Его дела и поступать так же.

Я надеюсь, что все сказанное дает повод для размышления о той ответственности, которая возложена на нас, как на царственное священство, священников Божьих.

Милость и Истина №25, 2016.